Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе председательствующего Неделиной О.А.,
судей Поспеловой Е.В., Соловьевой Т.П.,
при секретаре Рахимовой Г.М.,
с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Бобек М.А.,
осужденной Ашурбековой С.И.,
защитника - адвоката Сакмарова П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя Останкинского межрайонного прокурора Гостева А.А. и апелляционную жалобу осужденной Ашурбековой С.И. на приговор Останкинского районного суда г. Москвы от 03 августа 2015 года, которым
Ашурбекова СИ, осуждена по ч.1 ст.186 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 (три) года без штрафа, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения Ашурбековой С.И. оставлена без изменения в виде содержания под стражей.
Срок отбывания наказания исчислен с 03 августа 2015 года. Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей с 7 апреля 2015 года по 2 августа 2015 года.
В приговоре разрешена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад судьи Поспеловой Е.В., выслушав мнения участников процесса по доводам апелляционных представления и жалобы, судебная коллегия,
установила:
Приговором суда Ашурбекова С.И. признана виновной в совершении хранения, перевозки в целях сбыта и сбыте заведомо поддельных банковских билетов Центрального Банка РФ, группой лиц по предварительному сговору.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах: Ашурбекова С.И., 20 февраля 2015 года, используя неустановленный вид транспортного средства, перевезла, храня при себе, три заведомо поддельных банковских билета ЦБ РФ, номиналом по рублей каждая на общую сумму рублей, которые 20 февраля 2015 года, в период времени с 14 часов 5 минут по 14 часов 45 минут, находясь в помещении кафе "С", за рублей, передала указанные поддельные денежные купюры сотруднику ЦПЭ ГУ МВД России по г. Москве, действующему в рамках ОРМ "Проверочная закупка".
В судебном заседании подсудимая Ашурбекова С.И. вину признала полностью, в содеянном раскаялась.
В апелляционном представлении и дополнениях к нему прокурор считает приговор суда незаконным и подлежащим изменению в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела, нарушением уголовно - процессуального закона.
Прокурор обращает внимание, что в нарушении требований п. 1 ст. 307 УПК РФ, в приговоре суд указал на то, что преступление было совершено "группой лиц по предварительному сговору", тогда как в судебном заседании государственный обвинитель отказался от обвинения в части данного квалифицирующего признака, в связи с чем суд исключил его из обвинения.
Кроме того, прокурор ссылается на необходимость исключения из обвинения Ашурбековой С.И. квалифицирующего признака "перевозка заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ в целях сбыта", поскольку в приговоре не указано, откуда и каким способом Ашурбекова С.И. осуществила перевозку поддельных банковских билетов ЦБ РФ.
Просит приговор изменить, квалифицировать действия Ашурбековой С.И. как хранение в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов ЦБ РФ. Назначить наказание Ашурбековой С.И. в виде лишения свободы сроком на 2 года 10 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней осужденная Ашурбекова С.И. не соглашается с приговором суда, считает его незаконным, необоснованным и несправедливым. Указывает, что суд не учел в качестве смягчающего обстоятельства наличие у неё на иждивении троих несовершеннолетних детей, а также матери - инвалида 2 группы, которая нуждается в уходе и наблюдении. Просит приговор изменить, применить к ней положения ст. 64 УК РФ и назначить наказание с применением ст. 73 УК РФ.
В судебном заседании осуждённая Ашурбекова С.И. и её защитник - адвокат Сакмаров П.В. поддержали доводы представления и жалобы, просили приговор изменить, назначить Ашурбековой С.И. наказание, не связанное с лишением свободы.
Прокурор Бобек М.А. поддержала апелляционное представление, просила его удовлетворить, изменить приговор по доводам представления, снизить назначенное Ашурбековой С.И. наказание до 2 лет 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, апелляционную жалобу поддержала частично.
Выслушав мнения участников процесса, обсудив доводы апелляционных представления и жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Виновность осужденной Ашурбековой С.И. в совершении указанного преступления подтверждается следующими доказательствами:
признательными показаниями Ашурбековой С.И., из которых усматривается, что она (Ашурбекова С.И.) 20 февраля 2015 года, получив от своего знакомого для сбыта три поддельные денежные купюры достоинством по рублей каждая, перевезла их в кафе "С", расположенное в ТК "С" по адресу:, где передала указанные купюры К, который в свою очередь отдал ей (Ашурбековой С.И.) за указанные купюры подлинных рублей;
показаниями свидетеля К. (оперативного сотрудника) об обстоятельствах проведения ОРМ "проверочная закупка", в ходе которой он (К.), 20 февраля 2015 года, встретившись с Ашурбековой С.И. в кафе "С", расположенном в ТЦ "С" по адресу:, согласно ранее достигнутой договоренности, приобрел у неё (Ашурбековой С.И.) три поддельных банковских билета ЦБ РФ достоинством по рублей каждый, заплатив Ашурбековой С.И. рублей;
аналогичными показаниями К. и Ашурбековой С.И., данными в ходе очной ставки;
показаниями свидетелей Х и Б. (аналогичными по сути и содержанию) о том, что они участвовали в качестве представителей общественности при проведении ОРМ "проверочная закупка". В их присутствии 20 февраля 2015 года, в период времени с 11 часов 00 минут до 11 часов 50 минут, сотруднику полиции К. были выданы денежные купюры в сумме рублей. В этот же день, 20 февраля 2015 года, в период времени с 16 часов 30 минут до 16 часов 50 минут, К. возвратил денежные средства в сумме тысяч рублей, а также выдал три поддельных банковских купюры ЦБ РФ, номиналом по рублей, пояснив при этом, что указанные купюры он (К.), в ходе проверочной закупки, за рублей приобрел у Ашурбековой С.И. в помещении кафе "С", расположенном в ТК "С" по адресу:;
заключением эксперта, установившего, что представленные на экспертизу денежные билеты Банка России достоинством по рублей, в количестве трёх штук, изготовлены не предприятием "Госзнак", а выполнены комбинированным способом: изображение герба города Хабаровска выполнено способом трафаретной печати, обозначения серийных номеров выполнены способом цветной электрофотографии, остальные изображения лицевых и оборотных сторон выполнены способом цветной струйной печати;
данными протоколов осмотров и прослушивания видео и аудиозаписей встреч Ашурбековой С.И. и К., в ходе которых указанные лица вели переговоры о сбыте поддельных денежных купюр и аудиозаписью встречи, в ходе которой Ашурбкова С.И. сбыла К. поддельные денежные билеты ЦБ РФ;
материалами оперативно - розыскного мероприятия "проверочная закупка".
Помимо указанного, виновность Ашурбековой С.И. подтверждается совокупностью иных, собранных по делу, исследованных судом и изложенных в приговоре доказательств.
Оценив все представленные доказательства с точки зрения относимости и допустимости, суд пришел к правильному выводу об их достаточности для установления виновности осуждённой в совершении указанного преступления и правильно квалифицировал действия Ашурбековой С.И. по ч.1 ст.186 УК РФ, как хранение, перевозку в целях сбыта и сбыт заведомо поддельных банковских билетов Центрального Банка Российской Федерации.
Вместе с тем, частично соглашаясь с доводами апелляционного представления, судебная коллегия полагает, что приговор подлежит изменению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Ашурбекова С.И. совершила преступление группой лиц по предварительному сговору. Поскольку квалифицирующий признак "совершение преступления группой лиц по предварительному сговору" не предусмотрен ст. 186 УК РФ, суд при описании квалификации деяния по ч.1 ст. 186 УК РФ обоснованно исключил данный признак, однако указал его при формулировке обвинения.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционного представления и приходит к выводу о необходимости исключения из формулировки обвинения квалифицирующего признака "совершение преступления группой лиц по предварительному сговору".
Учитывая, что данные изменения не влекут за собой уменьшения ни фактических обстоятельств дела, ни объема предъявленного обвинения, назначенное Ашурбековой С.И. наказание не подлежит снижению.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления о необходимости исключения из обвинения квалифицирующего признака "перевозка поддельных банковских билетов" и о снижении назначенного наказания, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку приговором суда установлено, что Ашурбекова С.И. перевозила с целью сбыта три поддельных банковских билета ЦБ РФ, достоинством по 5 тысяч рублей каждый, что подтверждается как фактическими обстоятельствами дела, так и показаниями самой Ашурбековой С.И., подтвердившей данные обстоятельства.
При назначении наказания Ашурбековой С.И., суд в соответствии с положениями ст. ст. 43, 60 УК РФ, учёл характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности виновной, смягчающие наказание обстоятельства, в том числе и те, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе: признание вины, раскаяние в содеянном, наличие у осуждённой хронических заболеваний и матери - пенсионерки на иждивении.
Вместе с тем, с учётом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, конкретных обстоятельств дела, суд пришел к мотивированному выводу о возможности исправления осужденной лишь в условиях её изоляции от общества, справедливо назначив наказание в виде лишения свободы, не усмотрев оснований для применения положений ст. ст. 15, 73 УК РФ.
Свои выводы суд мотивировал и не согласиться с ними у судебной коллегии оснований не имеется.
Назначенное Ашурбековой С.И. наказание является справедливым и соразмерным содеянному, отвечающим закрепленным в уголовном законодательстве целям исправления осужденной и предупреждения совершения новых преступлений.
Отбывание наказания в исправительной колонии общего режима правильно определено в соответствии с требованиями п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Оснований для смягчения назначенного наказания, равно как и для применения положений ст. 73 УК РФ, о чем просила осужденная и её защитник в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия не усматривает.
Указание в жалобе осуждённой на наличие у неё на иждивении троих малолетних детей не соответствует действительности, поскольку решением суда Советского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 января 2010 года (дело) Ашурбекова С.И. лишена родительских прав в отношении детей.
Дело рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, при этом нарушений уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным способом повлияли или могли повлиять на постановление законного, обоснованного и справедливого приговора, по данному делу не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 389.13, 389.20, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
Приговор Останкинского районного суда г. Москвы от 03 августа 2015 года в отношении Ашурбековой С Иизменить.
Исключить из формулировки обвинения квалифицирующий признак "совершение преступления группой лиц по предварительному сговору".
В остальной части приговор оставить без изменения.
Апелляционное представление удовлетворить частично.
Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.