Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Лукашенко Н.И.,
судей Павловой И. П., Зайцевой О.Д.,
при секретаре Родиной Н.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Павловой И.П. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя НО УК "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" Журавлевой В.В. на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 28 мая 2015 года, которым постановлено:
Ликвидировать Некоммерческую организацию Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках".
Исключить юридическое лицо Некоммерческую организацию Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Некоммерческой организации Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" государственную пошлину в доход государства в размере *** рублей.
установила:
Истец Главное Управление Минюста России по Москве (далее ГУ МЮ РФ) обратилось в суд с иском к ответчику Некоммерческой организации Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" о ликвидации и исключении из ЕГРЮЛ.
В основание иска истец указал, что некоммерческая организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный орган, документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе, руководящих органов, о также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Учреждение с 2007 года указанные сведения в уполномоченный орган не представляет ГУ МЮ РФ ответчику вынесено письменное предупреждение N 3-20/41499 от 07.11.2013 года с указанием срока устранения нарушений до 20.12.2013 года, которое вернулось с почтовой отметкой "истек срок хранения". 29.09.2014 года ответчику вынесено повторное предупреждение с указанием срока устранения нарушений до 07.11.2014 года. Предупреждения в вышестоящий орган либо в суд ответчиком не обжаловались. Информация об устранении выявленных нарушений законодательства РФ истцу не поступила. В связи с чем истец просил ликвидировать Некоммерческую организацию Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" и исключить ее из ЕГРЮЛ.
Представитель истца Главного Управления Минюста России по Москве в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Некоммерческой организации Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" - Журавлева В.В. в судебное заседание явилась, не отрицала фактических обстоятельств, изложенных в исковом заявлении. Возражала против удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит представитель НО УК "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" Журавлева В.В., ссылаясь на то, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального права.
На разбирательство по делу в суд апелляционной истец - Главное Управление Минюста России по Москве своего представителя не направило. Возражений против рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц не поступило. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей НО УК "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" Журавлеву В.В., Бяхова С.В., судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в апелляционном порядке решения суда первой инстанции, в соответствии со статьей 330 ГПК РФ, в которой определены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ответчик Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" зарегистрировано Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве 25.12.2002 г., сведения об организации внесены в ведомственный реестр Главного управления Министерства юстиции РФ по г. Москве за учетным номером 771404200.
Из содержания п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 10 статьи 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Как установлено судом, с 2007 года ответчик сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, в регистрирующий орган не представил.
С 2010 года ответчик отчет или сообщение о продолжении своей деятельности в сети "Интернет" не размещает, в средствах массовой информации не опубликовывает.
07 ноября 2013 года Главным Управлением Минюста России по Москве в адрес Некоммерческой организации Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" вынесено предупреждение за N 3-20/41499, обязывающее устранить нарушения действующего законодательства в срок до 20.12.2013 года.
Главным Управлением Минюста России по Москве от 29.09.2014 года за N 77/03-38855 в адрес организации вынесено повторное предупреждение с указанием срока устранения нарушений до 0711.2014 года.
Исходя из указанных правовых норм, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Суд исходил из того, что доводы истца о том, что ответчиком до настоящего времени не представлены сведения, предусмотренные ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения спора по существу; ответчиком не представлено доказательств того, что указанная организация ведет какую-либо деятельность в качестве юридического лица.
Приходя к указанному выводу и удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.
При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).
Исходя из указанного, суд первой инстанции, принимая решение, должен был с достоверностью установить, что ответчик не осуществляет деятельность в качестве юридического лица, не предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы.
В ходе рассмотрения дела (протокол судебного заседания от 28 мая 2015 года) ответчик утверждал, что осуществляет деятельность в качестве юридического лица, предоставляет налоговую и бухгалтерскую отчетность в налоговые органы, сведения в пенсионный фонд.
В нарушение положений ч. 1 ст. 57 ГПК РФ суд первой инстанции не предложил ответчику представить доказательств своих утверждений.
Из материалов дела следует, что сведения об осуществлении ответчиком своей деятельности имелись в налоговом органе, которому Учреждением культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" в установленные налоговым законодательством сроки представлялись налоговые декларации. Также, согласно представленным фондом платежным поручениям, в течение указанного в исковом заявлении периода времени, данной некоммерческой организацией производилась уплата налоговых платежей в бюджет, предоставлялись сведения в пенсионный фонд.
При этом, судебная коллегия также учитывает, что на момент рассмотрения дела Учреждением культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" допущенные нарушения устранены путем представления в Главное Управление Минюста России по Москве сведений о продолжении деятельности некоммерческой организации (за 2007,2008,2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, годы.); ответчик полностью разместил (19.05.2015г., 20.05.2015г., 15.07.2015г.) на странице "Отчеты НКО" официального информационного портала Министерства юстиции (http://***) все отчеты и сообщения за период с 2007 по 2014 год включительно.
Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные Учреждением культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" нарушения, выразившиеся в непредставлении Главное Управление Минюста России по Москве сведений, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях", не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у истца, принять решение о ликвидации некоммерческой организации - Учреждение культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что деятельность учреждения фактически не прекращалась, а допущенные нарушения ответчиком устранены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных Главным Управлением Минюста России по Москве требований, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 28 мая 2015 года отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве к Учреждению культуры "Музей памяти погибших воинов в Афганистане, Чечне и других горячих точках" о ликвидации и исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.