Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда, в составе председательствующего Журавлевой Т.Г.,
судей Канивец Т.В., Дементьевой Е.И.,
при секретаре Балашове Н.Г.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Журавлевой Т.Г.
гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнению к ней истца Маркина С.А. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2015г., которым постановлено:
В удовлетворении заявленных требований Маркина С.А. - отказать в полном объеме.
установила:
Истец Маркин С.А. обратился в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ), в котором просил обязать ответчика рассмотреть рапорт Маркина С.А. от 13.03.2009г. об обеспечении жилой площадью по избранному месту жительства в г. ***.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период с 1996 года по 2009 год он проходил военную службу в вооруженных силах Российской Федерации. 13.01.2009г. истцом на имя командира войсковой части *** подан рапорт о досрочном увольнении со службы из ВС РФ в связи с ***, при этом с исключением из списков личного состава части до получения жилой площади по избранному месту жительства в г. ***, истец согласен не был. По утверждению истца, командир части заверил его (Маркина) в том, что его рапорт был направлен на рассмотрение в жилищную комиссию. Истец и члены его семьи, не дождавшись предоставления им жилья, обратились в августе 2013 года в ДЖО МО РФ с заявлением о предоставлении им жилья, на что им было сообщено, что оснований для обеспечения семьи Маркина С.А. по линии Министерства обороны РФ не имеется, поскольку Маркин С.А. на жилищном учете состоял и не состоит. Истец полагает, что его рапорт об обеспечении его семьи жильем в установленном законом порядке рассмотрен не был.
Истец Маркин С.А. в судебное заседание не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности Щекотурова С.А., поддержавшего заявленные требования в полном объеме.
Ответчик ДЖО МО РФ, будучи извещенным, явку представителя в суд не обеспечил.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, по доводам апелляционной жалобы просит истец Маркин С.А., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права, а также указывая на не соответствующие фактическим обстоятельствам дела выводы суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Приказом командира войсковой части *** N*** от 25.12.2009г. капитан Маркин С.А. досрочно уволен с военной службы в связи с ***, с 25.12.2009г. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения, выслуга лет в Вооруженных Силах РФ составила ***.
Предъявляя исковые требования к ДЖО МО РФ, Маркин С.А. ссылался на то, что при увольнении из Вооруженных Сил РФ им 13.01.2009г. на имя командира войсковой части ***был подан рапорт об увольнении, в котором он просил оставить его в списке очередников на получение жилья и обеспечить жильем по избранному им месту жительства - в г. ***, который до настоящего времени рассмотрен не был.
В августе 2013 года Маркин С.А. обратился ДЖО МО РФ по вопросу предоставления его семье жилого помещения.
Согласно ответу ДЖО МО РФ в письме N*** на момент увольнения Маркин на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (нуждающихся в жилых помещениях) не состоял.
В материалы дела истцом представлена ксерокопия рапорта на имя командира в/ч ***от 13.01.2009 г., которая не содержит сведений (отметок) о том, что данный рапорт был принят на рассмотрение соответствующим должностным лицом войсковой части.
Заявителем не представлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что на момент исключения заявителя из списков части 25.12.2009 г. он был поставлен на учет нуждающихся, при том, что с момента подачи им рапорта (13.01.2009 г.), на который он ссылается в обоснование своих требований, прошло более 11 месяцев.
Свое увольнение без предоставления жилой площади заявитель Маркин С.А. в установленном порядке не оспаривал, действия (бездействие) должностных лиц, связанные с постановкой на учет не обжаловал.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
При таких обстоятельствах требование заявителя Маркина С.А., которыми он просил обязать ДЖО МО РФ рассмотреть его рапорт от 13.01.2009 г., адресованный командиру войсковой части, об обеспечении его жилой площадью, суд правомерно признал незаконным.
Кроме того, в соответствии ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания предоставления жилых помещения по договору социального найма военнослужащим, как отдельной категории граждан, регулируется Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с абз. 1 пункта 1 ст. 15 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 3, 12, 15 указанного пункта Федерального закона Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания лиц, указанных в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512, признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - военнослужащие), осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
Пунктом 3 Указанных Правил установлено, что для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением соответствующих документов.
Данных свидетельствующих о том, что заявитель Маркин С.А. выполнил требования вышеуказанных Правил и предоставил соответствующие документы для решения вопроса постановки его на учет нуждающихся, заявителем не представлено и судом не добыто.
При указанных обстоятельствах суд правомерно отказал Маркину С.А. в удовлетворении требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок давности для обжалования действий ответчика для Маркина С.А. начал течь с момента подачи им заявления военному прокурору для привлечения командира войсковой части к административной ответственности за нерассмотрение рапорта истца, основан на неверном толковании норм процессуального права, ввиду чего подлежит отклонению.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Маркина С.А.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.