18 ноября 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Котовой И.В.,
судей Климовой С.В., Рачиной К.А.,
при секретаре Клименко И.И.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Котовой И.В.
дело по апелляционной жалобе Голубцовой И.Г.
на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Голубцовой И.Г. о признании незаконными действий (бездействия) Конкурсной комиссии на замещение должности *** администрации муниципального округа Коньково, признании незаконными решения Совета депутатов муниципального округа Коньковой от 24.03.2015 г. отказать",
установила:
Голубцова И.Г. обратилась в суд с требованиями о признании незаконными действий (бездействия) Конкурсной комиссии на замещение должности *** администрации муниципального округа Коньково, выразившихся в допуске к участию в собеседовании кандидата Б.С.В., и решения Совета депутатов муниципального округа Коньково от 24.03.2015 г. N 4/3 "О назначении на должность *** администрации муниципального округа Коньково по контракту", - в обосновании которых указала на то, что по результатам конкурса на замещение должности *** администрации муниципального образования Коньково она набрала наибольшее количество баллов, однако, Советом депутатов муниципального округа Коньково было принято решение о назначении на данную должность и заключении контракта с Б.С.В., который, по мнению истца, не должен был быть допущен к собеседованию в связи с предоставлением неполных сведений, которые, как указала истец, препятствуют заключению с ним контракта на данную должность.
В судебном заседании представитель Голубцовой И.Г. заявленные требования поддержал, представитель Совета депутатов муниципального округа Коньково - Мещерякова А.А. просила удовлетворить требования Голубцовой И.Г., Б.С.В. и председатель Конкурсной комиссии на замещение должности главы администрации муниципального образования Коньково - Мороз А.И. возражали против их удовлетворения, Глава муниципального округа Коньково - Есин С.Н. в суд не явился, заявил ходатайство, отклоненное судом, об отложении рассмотрения дела в связи с нахождением в отпуске.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить Голубцова И.Г.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав Голубцову И.Г., ее представителя - Смирнову В.А., Главу муниципального образования Коньково - Есина С.Н., Б.С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.02.2015 г. решением Совета депутатов муниципального округа Коньково N 2/6 "О конкурсе на замещение должности *** администрации муниципального округа Коньково по контракту" были утверждены персональный состав членов конкурсной комиссии муниципального округа Коньково для проведения указанного конкурса, проект контракта с лицом, назначаемым на должность *** администрации муниципального округа Коньково по контракту.
Указанное решение, объявление о проведении данного конкурса 20.03.2015 г., проект контракта и Порядок проведения конкурса на замещение должности *** администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту, являющийся приложением к решению Совета депутатов муниципального округа Коньково от 12.11.2014 г. N 12/2, были опубликованы в Муниципальном вестнике Коньково N 2 (26) за февраль 2015 г. (подписан в печать 27.02.2015 г.).
В конкурсную комиссию поступило 4 заявления на участие в конкурсе: Голубцовой И.Г., Б.К.Л., К.С.В. и Б.С.В.
В соответствии с п.п. 1.2, 1.4 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту, являющегося приложением к решению Совета депутатов муниципального округа Коньково от 12.11.2014 г. N 12/2, конкурс на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту проводится с целью оценки профессионального уровня граждан, претендующих на замещение должности главы администрации, их соответствия квалификационным требованиям, установленным для замещения указанной должности; конкурс проводится конкурсной комиссией в 2 этапа: в форме конкурса документов и собеседования.
В соответствии с итоговым протоколом заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса документов на замещение должности *** администрации муниципального округа Коньково по контракту в результате конкурса документов к собеседованию были допущены Голубцова И.Г., Б.К.Л. и Б.С.В. При этом, в отношении Б.С.В. обсуждался вопрос о его не допуске к прохождению собеседования на основании п. 4.3 Порядка проведения конкурса на замещение должности *** администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту, являющегося приложением к решению Совета депутатов муниципального округа Коньково от 12.11.2014 г. N 12/2, - в связи с не представлением полного пакета документов, несвоевременным их представлением или представлением с нарушением правил оформления, а именно в связи с нарушением правил оформления анкеты и справки (несоответствие задекларированной даты дате в Справке о доходах и расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера Б.С.В.), - по результатам голосования было принято решение большинством голосов о допуске Б.С.В. к следующему этапу конкурса - собеседованию.
Со всеми кандидатами, указанными выше, было проведено собеседование, в ходе которого оценивались профессиональные качества кандидатов. По результатам данного собеседования Голубцова И.Г. набрала 24 балла, Б.К.Л. - 12 баллов, Б.С.В. - 15 баллов.
Решением Совета депутатов от 24.03.2015 г. N 4/3 "О назначении на должность *** администрации муниципального округа Коньково по контракту", по результатам открытого голосования, на должность *** администрации муниципального округа Коньково был назначен Б.С.В.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Б.С.В. был правомерно допущен к прохождению 2 этапа конкурса в виде индивидуального собеседования, поскольку допущенные нарушения в документах (несоответствие указанных дат) большинством голосов членов комиссии было признано несущественным, уточненные сведения Б.С.В. были предоставлены в установленный для этого месячный срок; решение о назначении на должность *** администрации муниципального округа Коньково по контракту Б.С.В. было принято в соответствии с п. 6.1. Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту, являющегося приложением к решению Совета депутатов муниципального округа Коньково от 12.11.2014 г. N 12/2, на основании результатов голосования из числа представленных конкурсной комиссией кандидатов.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами и не находит оснований для его отмены либо изменений по доводам апелляционной жалобы истца, исходя из следующего:
Положения ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливают, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (ч. 2). Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ч. 6).
Статьей 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" установлено, что представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.
В соответствии со ст. 16 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" лицо назначается представительным органом на должность главы администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, в сроки, установленные Законом города Москвы "О муниципальной службе в городе Москве" (п. 12); контракт с главой администрации заключается главой муниципального образования (п. 13).
Статьей 20 Закона города Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" установлено, что лицо назначается представительным органом на должность главы администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Назначение производится в 30-дневный срок со дня определения конкурсной комиссией результатов конкурса на замещение должности главы администрации по контракту (ч. 6); контракт с главой администрации заключается главой муниципального образования (ч. 7).
В соответствии со ст. 16 Устава внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково, принятого Решением Муниципального Собрания Коньково в г. Москве от 25.11.2003 г. N 12/1, главой администрации является лицо, назначенное на должность главы администрации Советом депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой администрации заключается главой муниципального округа на срок полномочий Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность главы администрации (до дня начала работы Совета депутатов нового созыва), но не менее чем на два года.
Контракт с главой администрации может быть расторгнут в порядке, установленном федеральным законодательством.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации по контракту устанавливается Советом депутатов. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта контракта.
Глава администрации является муниципальным служащим, на него распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ.
Глава администрации является должностным лицом.
Пунктами 5.8, 5.10 и 6.1 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту, утвержденного решением Совета депутатов муниципального округа Коньково от 12.11.2014 г. N 12/2, предусмотрено, что по завершению собеседования со всеми кандидатами конкурсная комиссия проводит обсуждение уровня профессиональных знаний и навыков кандидатов; членам конкурсной комиссии выдаются конкурсные бюллетени, содержащие перечень кандидатов; члены конкурсной комиссии вносят в конкурсные бюллетени оценки кандидатов по пятибалльной системе и передают их секретарю комиссии; результаты собеседования оформляются итоговым протоколом конкурса; лицо назначается решением Совета депутатов на должность главы администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссии по результатам конкурса (далее - победитель конкурса).
Действительно, порядок рассмотрения представительным органом муниципального образования (в данном случае муниципальным Собранием) вопроса о назначении лица на должность главы администрации по результатам конкурса законодательно не урегулирован; положения ч. 5 ст. 37 и ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", ч. 9 ст. 16 Закона города Москвы от 06.11.2002 N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", ч. 2 ст. 19 и ст. 20 Закона города Москвы от 22.10.2008 N 50 "О муниципальной службе в городе Москве" устанавливают, что порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации по контракту устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования, при этом такой порядок должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.
Вместе с тем, такой порядок проведения конкурса, установленный муниципальным правовым актом, не может противоречить приведенным выше правовым актам, которые не предусматривают обязательность принятия решения Советом депутатов муниципального округа о назначении на должность главы администрации исключительно победителя конкурса в зависимости от количества набранных им баллов, предусматривая, что глава администрации назначается из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Указание в скобках после фразы "_ из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса" - "далее-победитель конкурса", по смыслу изложенный выше фразы, приведенной в п. 6.1 Порядка проведения конкурса на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования - муниципального округа Коньково по контракту, утвержденного решением Совета депутатов муниципального округа Коньково от 12.11.2014 г. N 12/2, относится к лицу, о назначении которого на должность главы администрации принято решение Советом депутатов.
Исходя из изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что на должность главы администрации должен быть назначен победитель конкурса, который определяется по наибольшему числу набранных баллов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, так как основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права и муниципального правового акта.
Ссылки на Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20.02.2013 г. N 11-4190, также не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения, поскольку в указанном случае предметом рассмотрения судебных инстанций являлась иная правовая ситуация, а именно, когда муниципальным Собранием внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве было принято решение N 7-1/38 "О не назначении победителя конкурса на должность Руководителя муниципалитета внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве на условиях трудового контракта" по результатам конкурса, которое было мотивировано тем, что при голосовании ни один из кандидатов не набрал большинства голосов, при этом, также рассматривался и вопрос о том, что указанное решение N 7-1/38 от 27.06.2012 г. было признано утратившим силу решением муниципального Собрания внутригородского муниципального образования Таганское в городе Москве N 12-11/92 от 17.10.2012 г.
Ссылки на то обстоятельство, что Б.С.В. не должен был быть допущен к участию во втором этапе конкурса в виде собеседования в связи с выявленными нарушениями при подаче им документов, являлись предметом исследования суда, нашли свое отражение в решении и правомерно были признаны судом необоснованными. В данной части доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда и исследованных судом доказательств, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ не являлется основканием для отмены решения суда. То обстоятельство, что после принятия оспариваемого решения Советом депутатов, по утверждению Главы муниципального округа Коньково - Есина С.Н., по результатом проверки достоверности сведений, представленных Б.С.В., были выявлены обстоятельства, препятствующие заключению с ним контракта на замещение должности муниципальной службы, не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку указанные обстоятельства не были с достоверностью установлены на момент проведения конкурса, конкурсной комиссией выявленные неосоответствия в датах анкеты и справки Б.С.В. были признаны незначительными, иных обстоятельств, препятствующих прохождению им конкурса с достоверностью установлено не было; в данном случае разрешение вопроса непосредственно о заключении с Б.С.В. контракта на замещение должности муниципальной службы и фактического допуска к выполнению им должностных обязанностей по данной должности подлежат рассмотрению и разрешению в рамках трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, опровергаются исследованными судом доказательствами, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.
Таким образом, оснований для отмены постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 27 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Голубцовой И.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.