Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Дегтеревой О.В.,
и судей Нестеровой Е.Б., Мызниковой Н.В.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В.,
дело по апелляционной жалобе УСЗН ЮВАО г. Москвы на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 24 июня 2015 года, которым постановлено:
Признать отказ УСЗН района Выхино-Жулебино о предоставленни бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение осенью 2014 года неправомерным.
Признать за Реннике В. В. право в части предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
установила:
Реннике В.В. обратился в суд с заявлением к УСЗН района Выхино-Жулебино ЮВАО г.Москвы в котором просил суд о признать отказ в предоставлении бесплатной путевки на санаторно - курортное лечение осенью 2014г. незаконным, признать право на предоставлении путевки.
В обоснование требований ссылалась на то, что является жителем блокадного Ленинграда, инвалидом и имеет право на ежегодное профилактическое санаторно-курортное лечение, на основании Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; при обращении к ответчику за получением путевки за 2014 год в предоставлении ему было отказано. Истец полагает незаконным нарушение ответчиком гарантированного законом права на предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В судебном заседании суда первой инстанции Реннике В.В. просил об удовлетворении заявления.
Представитель УСЗН района Выхино-Жулебино г.Москвы возражал против заявленных требований.
Суд постановил указанное выше решение, об отмене которого просит УСЗН района ЮВАО г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение представителя УСЗН ЮВАО района привлеченного в порядке ст.44 ГПК РФ по доверенности Мягкову Ж.В., выслушав Реннике В.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Судом установлено, что Реннике В.В. является инвалидом и жителем блокадного Ленинграда и у него имеются медицинские показания для получения путевки на санаторно-курортное лечение.
Горполиклиникой N23 г.Москвы 30 мая 2013г. истцу выдана справка для получения путевки N218, рекомендовано лечение в санаториях Черноморского побережья по заболеванию сердечно-сосудистой системы (сезон -осень).
18 ноября 2013 г. Реннике В.В. обратился в УСЗН района Выхино- Жулебино г. Москвы с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов.
04 сентября 2014г. истец повторно обратился с заявлением о предоставлении путевки.
30 октября 2014 г. Реннике В.В. уведомлен ответчиком о том, что поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение под номером 265 от 29.10.2014г.
Путевка на санаторно-курортное лечение Реннике В.В. в 2014 году ответчиком не предоставлена, поскольку путевки распределены очередникам.
Разрешая спор и удовлетворяя исковое заявление Реннике В.В., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что истец, своевременно обратившийся к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение в 2014 году и ему не может быть в этом отказано, в связи с чем признал отказ в предоставлении путевки неправомерным и признал за Реннике В.В. право на предоставление путевки за 2014г.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием суд апелляционной инстанции полагает не согласиться, поскольку выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение в 2014 году следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.
Принимая решение о признании отказа неправомерным и обязывающее УСЗН предоставить Реннике В.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год, судом не приняты во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение в УСЗН по ЮВАО г.Москвы, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца.
Реннике В.В. состоит на очереди по путевке с 29.10.2014г., его электронная очередь 265.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель ответчика пояснил, что в 2015г. истцу предоставлена в период с 23.09.2015г. по 10.10.2015г. санаторно- курортная путевка в санаторий "Нева -Интернейшел".
Реннике В.В. был принят на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Следовательно, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Реннике В.В. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления. При этом право на предоставление путевки истца ответчиком не оспаривалось в суде, отказ в предоставлении путевки не связан с отсутствием у истца права на санаторно - курортную путевку, спор по указанному требованию у сторон отсутствует.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судом первой инстанций установлены неправильно, а также неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе Реннике В.В. в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 24 июня 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Реннике В. В. к УСЗН ЮВАО г.Москвы о признании незаконным отказа в предоставлении бесплатной путевки на санаторно - курортное лечение осенью 2014г., признании права на предоставлении путевки -отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.