Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего Дегтеревой О.В.,
и судей Лобовой Л.В., Мызниковой Н.В.
при секретаре Трофимовой М.Е.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Лобовой Л.В., гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2015 года, которым постановлено:
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Б.А.К. денежную сумму ЕДВ в размере (_)руб. (_) коп.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Ф.М.В. денежную сумму ЕДВ в размере (_)руб. (_) коп.
В удовлетворении остальной части иска Б.А.К., Ф.М.В. - отказать.
установила:
Б.А.К.., Ф.М.В. обратились в суд с иском к Министерству обороны РФ, в котором с учетом уточнений, просили взыскать сумму ежемесячной денежной выплаты, на получение которой были лишены в результате незаконных действий ответчика, истец Б.А.К. за период *** г по *** г в размере (_)руб., истец Ф.М.В. за период с *** г по *** г в размере (_)руб., также просили взыскать компенсацию морального вреда в размере (_)руб. в пользу каждого.
В обоснование своих требований Б.А.К. указал, что в январе 2012 г обратился в Комиссию Западного военного округа МО РФ по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий с письменным обращением о признании ветераном боевых действий и обязании выдать соответствующее удостоверение, которая *** г отказала ему в выдаче удостоверения. Решением Красногорского городского суда Московской области от 25.01.2013 г отказ в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" от *** г признан незаконным.
Удостоверение "Ветеран боевых действий" истцу Б.А.К. оформлено *** г в отделе военного комиссариата по г.Красногорску и Красногорскому району, однако о данном обстоятельстве Б.А.К. узнал только после вступления решения Красногорского городского суда Московской области в законную силу, а именно с *** г. Поэтому Б.А.К. мог обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с заявлением на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с учетом денежной компенсации взамен набора социальных услуг согласно пункту 1 статьи 16 ФЗ "О ветеранах" только с 27.02.2013 г.
В обоснование заявленных требований истец Ф.М.В. указал, что в январе 2012 г обратился в Комиссию Западного военного округа МО РФ по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий с письменным обращением о признании ветераном боевых действий и обязании выдать соответствующее удостоверение, которая *** г отказала ему в выдаче удостоверения. Решением Красногорского городского суда Московской области от 17.12.2012 г отказ в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" от *** г признан незаконным.
Удостоверение "Ветеран боевых действий" истцу Ф.М.В. выдали *** г в отделе военного комиссариата по г.Красногорску и Красногорскому району, в связи с чем, мог обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с заявлением на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с учетом денежной компенсации взамен набора социальных услуг согласно пункту 1 статьи 16 ФЗ "О ветеранах" только с 01.05.2013 г.
В судебном заседании истец Ф.М.В., представляющий также интересы истца Б.А.К., исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.
Представитель третьего лица Пенсионного фонда РФ в судебное заседание явился, в удовлетворении требований просил отказать.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель Министерства обороны РФ.
Истцы Б.А.К., Ф.М.В. в судебное заседание судебной коллегии не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, представили письменные возражения на апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства обороны РФ по доверенности П.В.Ю., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
Согласно ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 "О судебном решении" от 19.12.2003 года решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющим требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67 ГПК РФ), а также тогда когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены решения суд первой инстанции имеются.
Как следует из материалов дела, решениями Комиссии Западного военного округа МО РФ по рассмотрению обращений и документов для оформления и выдачи удостоверений ветеранов боевых действий от *** г Б.А.К. и Ф.М.В. отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий, поскольку документы, с указанием, что конкретных фактов участия военнослужащего в боевых действиях, представлены не были.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 25.01.2013 г, вступившим в законную силу, признан необоснованным и не соответствующим закону отказ истцу Б.А.К. в признании его ветераном боевых действий от *** г.
Решением Красногорского городского суда Московской области от 17.12.2012 г, вступившим в законную силу, признан необоснованным и не соответствующим закону отказ истцу Ф.М.В. в признании его ветераном боевых действий от *** г.
Удостоверение "Ветеран боевых действий" Б.А.К. оформлено *** г в отделе военного комиссариата по г.Красногорску и Красногорскому району, однако о данном обстоятельстве Б.А.К. узнал после вступления решения Красногорского городского суда Московской области в законную силу, а именно с *** г.
Удостоверение "Ветеран боевых действий" Ф.М.В. выдано *** г в отделе военного комиссариата по Красногорску и Красногорскому району.
С заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты в ГУ N 9 - УПФР N 3 Красногорский Б.А.К. обратился *** г, Ф.М.В. обратился *** г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истцов, поскольку в соответствии со ст.ст.15,16,1064,1071 ГК РФ неполучение ежемесячной денежной выплаты нарушает их имущественные права.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда исходя из следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов боевых действий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 статьи 3 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к одной из мер социальной поддержки ветеранов отнесены ежемесячные денежные выплаты.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах" право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона.
В силу пункта 7 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Ежемесячная денежная выплата осуществлялась до 18 мая 2013 года Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 года N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 12 данного Порядка граждане могут обращаться за ежемесячной денежной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен приложением N 3 к указанному Порядку.
Пунктом 14 Порядка установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату.
Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Приведенными положениями Порядка закреплен присущий законодательству в сфере социального страхования и социальной защиты населения заявительный принцип реализации права на социальную выплату (меру социальной поддержки).
Таким образом, в силу закона назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер, то есть для оформления ее получения гражданин должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания с письменным заявлением и необходимыми документами, подтверждающими право на получение указанной выплаты.
Материалами дела подтверждено, что с заявлением о назначении ЕДВ истец Б.А.К. обратился в территориальный пенсионный орган *** г, истец Ф.М.В. обратился *** г, в связи с чем, указанная выплата правомерно была назначена Б.А.К. с февраля 2013 г, Ф.М.В. - с августа 2013 г.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.01.2013 г. N 25н и 22н Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 ноября 2004 года N 294 признан утратившим силу.
Предоставление пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации установлено Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2012 года N 353н, действующим с 18 мая 2013 года.
Согласно пункту 31 указанного Административного регламента, граждане подают заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальной орган Пенсионного фонда России по месту жительства, к которому прилагают удостоверение ветерана боевых действий.
Указанным Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 октября 2012 г. N 353н, предусмотрен исключительно заявительный порядок назначения ЕДВ, при котором выплата назначается с даты обращения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов, поскольку как и ранее действовавшими, так и действующими в настоящее время законодательством установлен заявительный порядок назначения ЕДВ.
Оснований для удовлетворения требований истцов исходя из положений ст.15 ГК РФ судебная коллегия также не усматривает.
Из статьи 15 Гражданского кодекса РФ следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также, неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы, его право не было нарушено (упущенная выгода).
Из представленных истцами доказательств не следует, что действиями (бездействием) ответчика были нарушены их права, в том числе причинен материальный вред в связи с неполучением ежемесячной денежной выплаты.
Ссылка истцов на то, что судебными решениями признаны незаконными отказы в выдачи удостоверений "Ветерана боевых действий" не является основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не свидетельствует о незаконности действий ответчика по настоящему делу в отношении истцов.
При таких данных, поскольку истцами не был доказан факт причинения вреда, а также причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом, с учетом установленного порядка назначения ЕДВ, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Оснований для компенсации морального вреда с учетом обстоятельств данного дела, представленных доказательств, также не имеется.
Исходя из того, что надлежащих доказательств, подтверждающих факт причинения вреда ответчиком в материалах дела не имеется и представлено не было, в удовлетворении заявленных истцами требований надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 02 июля 2015 года отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Б.А.К., Ф.М.В. к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании ежемесячной денежной выплаты, компенсации морального вреда, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.