Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего судьи Строгонова М.В.,
судей Федерякиной М.А., Бобровой Ю.М.,
при секретаре Клочкове П.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ковнерева М.А. по доверенности Облонского Е.В. на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 27 мая 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Ковнерева МА к Префектуре ВАО г. Москвы, Департаменту городского имущества г. Москвы о возмещении вреда, обязании восстановить гаражный бокс своими силами и за свой счет, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере ***** - отказать.
установила:
Истец Ковнерев М.А. обратился в суд с иском к ответчикам Префектуре ВАО г. Москвы, ДГИ г. Москвы о возмещении вреда, обязании восстановить гаражный бокс своими силами и за свой счет, взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере *****.
В обоснование заявленных требований указал, что он , Ковнерев М.А., является владельцам гаражного бокса ***** на автостоянке "Взлет", располагавшейся по адресу: *****. В настоящее время его гаражный бокс в составе коллективного гаража снесён на основании решения Окружной комиссии Префектуры ВАО г. Москвы. Данное решение является незаконным, так как он (истец) является субарендатором земельного участка, предоставленного ему МГСА для строительства гаражного бокса. Плата за субаренду земельного участка вносилась своевременно, каких-либо замечаний в адрес истца не поступало.
В судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержаны представителем истца Ковнерева М.А. по доверенности Облонским Е.В., который настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Верясова Г.В. в судебное заседание явилась, иск не признала, возражала против удовлетворения иска.
Представитель ответчика Префектуры ВАО г. Москвы и третьего лица Управы района "Северное Измайлово" по доверенности Ефимова Ю. М в судебное заседание явилась, иск не признала.
Представитель третьего лица МГСА в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит представитель истца Ковнерева М.А. по доверенности Облонский Е.В. по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку при расторжении договора аренды земельного участка арендодатель чётко указал дату её прекращения. За истечением вышеуказанной даты, арендатор продолжал пользоваться земельным участком при отсутствии возражений арендодателя в течение 3-х лет с уплатой всех необходимых в этом случае платежей, что влечёт за собой пролонгацию договора аренды на неопределённый срок.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца Ковнерева М.А. по доверенности Облонского Е.В., представителя ответчика ДГИ г. Москвы по доверенности Верясовой Г.В., представителя ответчика Префектуры ВАО г. Москвы по доверенности Базановой О.В., полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных третьих лиц Управы района "Северное Измайлово", МГСА судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы , находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
В силу статьи 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу статей 16, 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 2 статьи 214 ГК РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу пункта 2 статьи 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом.
Постановление Правительства Москвы от 02.11.1012 N614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" применяется в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и не применяется в отношении земельных участков, находящихся в федеральной, муниципальной или частной собственности.
Согласно пунктам 4.2, 4.3 вышеназванного Положения, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 г. N614-ПП, Управа района города Москвы осуществляет проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства. В случае выявления незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
Префектура административного округа города Москвы в течение 5 рабочих дней с момента поступления в префектуру административного округа города Москвы акта о выявлении незаконно размещенного на земельном участке объекта, не являющегося объектом капитального строительства (пункт 4.3), или акта обследования земельного участка (пункт 6) обеспечивает рассмотрение, за исключением случаев, когда незаконно размещенные объекты включены в перечни, утвержденные постановлением Правительства Москвы, которым утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков, и принятие Окружной комиссией решения о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов (пункт 7.2.1 Положения).
Согласно пункту 1.5. Приложения 3 к Постановлению Правительства Москвы от 31.05.2011 N234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
Согласно статье 60 ЗК РФ, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В соответствии с правилами частей 2 и 3 статьи 76 ЗК РФ, самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из материалов дела следует и установлено судом, что на земельном участке площадью 1200 кв.м по адресу: *****, являющемся придомовой территорией, на основании договора аренды земельного участка NМ-03-501415 от 22.04.1997, заключенного между Московским земельным комитетом и Московским городским союзом автомобилистов, находилась автомобильная стоянка РОО МГСА "Взлет".
В соответствии с Постановлением Правительства N199-ПП от 15.05.2012 "Об утверждении административных регламентов представления государственных услуг Департаментом земельных ресурсов города Москвы" представление земельного участка на тот момент осуществлялось Департаментом земельных ресурсов г. Москвы. Департаментом земельных ресурсов в адрес РОО "МГСА" направлено уведомление от 11.05.2010 об отказе от договора аренды земельного участка от 22.04.1997 года NМ-03-501415. В тексте уведомления указано, что правоотношения сторон по договору аренды прекратятся с 11.08.2010 и в течение указанного срока необходимо освободить занимаемый земельный участок.
Каких-либо документов на установку металлического тента по указанному адресу в Управу и Префектуру не представлено, в связи с чем, занятие спорного земельного участка без соответствующего разрешения городских властей нарушает права, собственников на владение и пользование земельным участком, в соответствии со статьей 209 ГК РФ.
Таким образом, гаражный бокс (гараж) *****, как и сама автостоянка "Взлет" по адресу: ***** с 2010 года располагались незаконно, без разрешительных и правоустанавливающих документов.
В связи с вышеуказанным на заседании окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы N 8 от 18.06.2013 года приняты следующие решения: 1. Предложить членам автостоянки "Взлет" в срок до 29.06.20.13 в добровольном порядке осуществить освобождение земельного участка путем демонтажа построек; 2. Управе района Северное Измайлово: 2.1. в случае невыполнения настоящего решения в срок до 04.07.2013 осуществить демонтаж и вывоз построек на основании постановления Правительства Москвы от 02.11.2012 года N614-ПП; 2.2 проинформировать членов автостоянки "Взлет" о принятых решениях. Настоящее решение в суде не оспаривалось, исполнительных мер не применялось.
Окружной комиссией по пресечению самовольного строительства префектуры ВАО г. Москвы (выписка из протокола от 18.06.2013 N 6) установлено, что земельный участок по адресу: *****, находящийся в собственности города Москвы, подлежит освобождению от расположенных на нем вышеуказанных построек на основании Постановления Правительства Москвы N614-ПП от 02.11.2012, в связи с чем выплата компенсации за демонтируемые гаражи и их восстановление не предусмотрена.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями Земельного кодекса РФ, Положением об Управе района, утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 N157 "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N614 "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещению таких объектов" и исходил из того, что Ковнерев М.А. должным образом не оформил разрешительную документацию на установление (сохранение) металлического гаражного бокса после окончания срока действия договора аренды, у него отсутствуют правоустанавливающие документы на земельный участок. Поскольку таких документов суду не представлено, а срок договора аренды земельного участка истек, действия ответчика по демонтажу являются правомерными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ, нормы действующего законодательства применены судом верно.
Истец имел возможность распорядиться принадлежащим ему имуществом и не лишен возможности забрать свое имущество. Занятие земельного участка без разрешения городских властей нарушает право собственника на владение пользование и распоряжение земельным участком.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор аренды продлен на неопределенный срок, являются несостоятельными, Департамент земельных ресурсов г. Москвы направил РОО МГСА уведомление от 11.05.2010. NМ-03-501415, которым известил о том, что договор аренды от 22.04.1997 NМ-03-501415 прекращает свое действие по истечение трех месяцев, что соответствует положениям статьи 610 ГК РФ, и предложил РОО МГСА освободить земельный участок к указанной дате.
Получение РОО МГСА указанного уведомления 17.05.2010 подтверждается уведомлением о вручении (л.д. 73). Таким образом, договор аренды земельного участка 11.05.2010. NМ-03-501415 является прекращенным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Преображенского районного суда города Москвы от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.