Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Ставича В.В., Бурениной О.Н.,
при секретаре Петрове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бурениной О.Н. административное дело по апелляционной жалобе **** А.Р. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 августа 2015 года по делу по заявлению *** А.Р. об оспаривании действий (бездействий) Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
*** А.Р. обратился в суд с требованиями признать незаконными действий (бездействий) Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ (далее Департамент), связанных с данными 30 января 2015 г. и 17 марта 2015 г. ответами на его обращения; содержание ответа данного за N 182\4\142228 в части ограничения льготного исчисления выслуги летного состава; нерассмотрение поданной в адрес Министерства обороны РФ жалобы от 18 февраля 2015 г., обязав министра обороны РФ или иное уполномоченное лицо рассмотреть её; обязать Департамент социальных гарантий Министерства обороны РФ рассмотреть обращение, поданное 24 ноября 2014 г.
Полагая свои права нарушенными, *** А.Р. указывает на то, что данный 30.01.2015 г. Департаментом ответ на его обращение по поводу исчисления выслуги лет летного состава противоречит Приказу МО РФ N 290 от 25.05.2008 г., поданная на данный ответы жалоба от 18 февраля 2015 г. не рассмотрена по существу.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 05 августа 2015 года постановлено: В удовлетворении заявления *** А.Р. отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе *** А.Р. ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие *** А.Р., представителя Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 24 ноября 2014 года *** А.Р. обратился с заявлением в адрес Министерства обороны РФ по вопросу законности исчисления льготного периода выслуги лет летного состава.
Указанное обращение переадресовано на рассмотрение в Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ, о чем *** А.Р. был письменно уведомлен.
31 января 2015 г. заместителем директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны РФ дан ответ, из содержание которого усматривается, что все указанные в заявлении от 24.11.2014 г. *** А.Р. доводы, касающиеся неправильного исчисления льготного периода выслуги лет летного состава были проверены. При этом в указанном ответе также отмечено об отсутствии у пенсионных органов Минобороны РФ прав разрешать вопросы исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, уволенным с военной службы, в ином порядке, чем это предусмотрено законодательством.
18 февраля 2015 года заявителем *** А.Р. на имя Министра обороны РФ направлена жалоба, в которой он выражает свое несогласие с ответом от 30 января 2015 г., полагая его неполным и неправильным.
17 марта 2015 года заместителем директора Департамента социальных гарантий МО РФ *** А.Р. был дан ответ, согласно которому подробные разъяснения даны заявителю в письме от 30.01.2015 года, а также разъяснено право на обращение в суд за защитой своих прав.
Приказ Министра обороны РФ от 10.01.2015 N 1 Утвержден Регламент Министерства обороны Российской Федерации (далее Регламент), которым установлен порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан.
Разрешая данный публично - правовой спор, суд первой инстанции, не установив обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав либо свобод *** А.Р. оспариваемыми ответом, а также действиями должностных лиц Министерства обороны РФ, пришел к правильным выводам об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения требований *** А.Р.
Оснований не согласиться с таким выводом суда, который соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, у судебной коллегии не имеется.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.06 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Согласно ст. 9 данного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.06 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, в числе полномочий Министерства обороны Российской Федерации закреплены такие, как: реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также организация их пенсионного обеспечения (подп. 43 и 44 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации).
Согласно абз. 3 п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации в структуру Министерства обороны Российской Федерации входят центральные органы военного управления и иные подразделения, к которым отнесен и Департамент социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации.
Порядок работы с обращениями граждан и организаций, поступающими в Министерство обороны Российской Федерации, определен Регламентом Министерства обороны РФ, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 10.01.2015 N 1 (далее - Регламент).
Так, в соответствии с п. 185 Регламента, Министерство обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций, поступивших непосредственно в его адрес, принятых при личном приеме или направленных ему в соответствии со сферой деятельности Администрацией Президента Российской Федерации, Аппаратом Правительства, другими государственными органами, членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы. В этих целях в Министерстве обороны организуются прием граждан руководящими и иными должностными лицами Министерства обороны и работа с письменными обращениями.
Обеспечение объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений граждан, адресованных Министру обороны Российской Федерации, в Министерство обороны, поступивших из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства и других государственных органов, с запросами и обращениями членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а также координация деятельности органов военного управления, в том числе главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск Вооруженных Сил, а также командований военных округов по рассмотрению обращений граждан и принятие по ним мер возлагаются на Управление Министерства обороны по работе с обращениями граждан (п. 186 Регламента).
Обращения граждан и организаций в зависимости от содержания представляются Министру обороны Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, либо направляются Аппаратом Министра обороны Российской Федерации (Управлением Министерства обороны по работе с обращениями граждан, Управлением делами Министерства обороны) для рассмотрения и ответа (доклада) иным должностным лицам Министерства обороны, органам военного управления, в компетенцию которых входят поставленные в обращениях вопросы и их разрешение.
Обращения граждан и организаций могут направляться для рассмотрения и ответа заявителю в подведомственные Министерству обороны федеральные органы исполнительной власти и организации, к компетенции которых относится решение поставленных в обращениях вопросов.
В силу положений п. 192 Регламента, письменное обращение, поступившее в Министерство обороны или должностному лицу в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, срок рассмотрения может продлеваться соответствующим руководящим должностным лицом Министерства обороны, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления.
Пунктом 194 Регламента предусмотрено, что обращения граждан и организаций считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы. При повторном обращении дополнительное рассмотрение разрешенных обращений проводится в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативно-правового регулирования в сфере, касающейся решения вопроса, вызывающего указанные обращения.
Оспариваемый *** А.Р. ответ заместителя директора Департамента социальных гарантий от 30 января 2015 г. N 182\4\142228 указанным выше требованиям отвечает, поскольку содержит полный мотивированный ответ на поставленные в обращении **** А.Р. вопросы по поводу порядка расчета льготного периода летного состава со ссылкой на нормативные акты.
Таким образом, содержание указанного выше ответа соответствует требованиям законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, письменное уведомление о результатах рассмотрения обращения направлено *** А.Р.
При этом, вопреки утверждению *** А.Р., его обращение, поданное в Министерство обороны РФ 18 февраля 2015 г., также рассмотрено, на него дан письменный ответ заместителем директора Департамента социальных гарантий от 17 марта 2015 г., который по своему содержанию также не противоречит названным выше нормам.
Так, исходя из текста жалобы *** А.Р. от 18 февраля 2015 г. на ответ заместителя департамента социальных гарантий от 30 января 2015 г. N 182\4\142228, усматривается, что каких - либо дополнительных оснований по вопросу исчисления выслуги лет, помимо ранее заявленных и являвшихся предметом рассмотрения Департаментом социальных гарантий, ответ на которые дан 30 января 2015 г., им не заявлялось.
А потому является обоснованным не рассмотрение по существу данных вопросов *** А.Р., повторно поставленных в жалобе от 18.02.2015 г., с указанием на данный ранее ответ в письме Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 182\4\142228. Указанный ответ также получен *** А.Р.
Таким образом, права *** А.Р. на обращение в государственный орган и получение письменного ответа по существу поставленных им вопросов должностными лицами Министерства обороны РФ соблюдены, ответы даны в пределах полномочий должностных лиц.
Несогласие *** А.Р. с полученными ответами на его обращения от 24 ноября 2014 г. и 18 февраля 2015 г. по существу поставленных вопросов не влечет их незаконность и не может рассматриваться как нарушение прав последнего.
Кроме того, несогласие *** А.Р. с расчетом выслуги лет для назначения пенсии не препятствует ему в дальнейшей защите предполагаемого нарушенного права в судебном или ином предусмотренном законом порядке, на что также обосновано указано в ответе от 17 марта 2015 г.
Довод жалобы о применении судом недействующего на момент рассмотрения дела нормативного акта, а именно Регламента Министерства обороны РФ от 30.11.2006 г. N 100, не влечет признание выводов суда незаконными, поскольку на момент дачи обжалуемых ответов действовал Регламент Министерства обороны РФ, утвержденный Приказом Министра обороны от 10.01.2015 г., содержащий аналогичные положения, на которые сослался суд в своем решении.
Иные доводы жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и основаны на неправильном толковании норм материального права.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, и не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 05 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.