Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Бурениной О.Н., Ставича В.В.,
при секретаре Черныш В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе административного истца_..В.И. на решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 марта 2013 года по делу по заявлению _. В.И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве об оспаривании действий (бездействия), которым в удовлетворении заявления отказано,
установила:
_. В.И. обратился в суд с указанным выше заявлением, полагая, что отказ Управления Росреестра по г. Москве зарегистрировать право собственности на объект строительства на основании вступившего в законную силу решения суда не основан на законе.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит административный истец_. В.И.
В заседании судебной коллегии _. В.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Росреестра по г. Москве _ Н.Э. по доверенности, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания, предусмотренные пунктами 1, 4 названной нормы права, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Установлено, что на основании решения Симоновского районного суда г. Москвы от 5 ноября 2014 года за _. В.И. признано право собственности на объект строительства - квартиру N_ в жилом доме N_ корп. _, расположенном по _. в г. Москве.
Этим решением признано, что _В.И. являлась членом ЖСК "_..", исполнил обязательство по оплате членского и паевого взноса. Комитет государственного строительного надзора г. Москвы 3 января 2014 года выдал разрешение на ввод в эксплуатацию жилого дома по строительному адресу: _..
При выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, квартире административного истца присвоен почтовый адрес: _.. Указанная квартира учтена, как самостоятельный объект недвижимости, поставлена на кадастровый учет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что мотивы, по которым Росреестр по г. Москве отказал в регистрации права собственности, основаны на законе, с чем судебная коллегия согласиться не может.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть вступившие в законную силу судебные акты.
На основании ст. 16 Закона государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя (п. 1). К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 2).
Кроме того, Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со ст. 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Согласно п. 1 ст. 17 Закон о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, перечислены в ст. 18 Закона о регистрации.
Согласно п. 1 указанной статьи документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
В статье 20 Закона о регистрации предусмотрены основания для отказа в государственной регистрации прав, перечень которых является исчерпывающим.
На основании п. 1.2 данной статьи Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Как усматривается из оспариваемого отказа Росреестра по Москве, основанием для его принятия послужило то, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о вышеуказанном объекте недвижимости.
Однако, в данном случае законом не предусмотрена обязанность заявителя подтверждать факт существования жилого помещения иными документами.
Согласно ст. 43 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" 1 января 2013 г. закончился переходный период, в течение которого не применялись положения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу ст. ст. 3, 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" с 1 октября 2013 г. кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (кадастровый номер), которые присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществляется в установленной законодательством порядке со дня вступления в силу указанного Закона или в переходный период его применения, а именно до 1 января 2013 г., признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Законом. Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N1 утвержден Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, в соответствии с которым на Росреестр в срок до 1 января 2013 г. возложена обязанность обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства, а также о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права, на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера.
Согласно п. п. 5, 8, 12 данного Порядка источниками для включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенных объектах недвижимости являются, в том числе, сведения и содержащие данные сведения документы ЕГРП; технические и кадастровые паспорта зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, хранящиеся в архивах органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих данные сведения документов о ранее учтенном объекте недвижимости осуществляется на основании переданных организациями технического учета копий технических паспортов объектов технического учета в орган кадастрового учета по его письменному запросу. При этом в целях организации работ по передаче копий технических паспортов объектов технического учета орган кадастрового учета изначально направляет письменный запрос в организацию технической инвентаризации о представлении перечня объектов технического учета, в отношении которых такой организацией изготовлены технические или кадастровые паспорта. Копии технических паспортов объектов технического учета передаются организациями технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его письменному запросу в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса.
Спорный объект строительства имел присвоенный в установленном порядке кадастровый (условный) номер, сведениями, необходимыми для включения в государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1, Управление Росреестра по Москве располагало.
Спорный объект недвижимого имущества является учтенным в соответствии с Законом о кадастре, а заявителем регистрирующему органу в полном объеме была представлена необходимая в соответствии с требованиями действующего законодательства информация для государственной регистрации.
Таким образом, у административного ответчика отсутствовали предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основания для принятия оспариваемого отказа.
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В настоящем случае административный ответчик не доказал законность принятого им отказа.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов административного истца судебная коллегия возлагает на Управление Росреестра по Москве обязанность повторно рассмотреть заявление _..В.И. о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - квартиру N_. по адресу: _ проверив данные о ранее учтенных объектах недвижимости.
В остальной части правовых оснований для удовлетворения заявления судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Симоновского районного суда г. Москвы от 25 марта 2015 года отменить и вынести новое решение, которым заявление _. В.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Росреестра по г. Москве от 29 декабря 2014 года N_.. об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества по адресу: _..
Возложить на Управление Росреестра по г. Москве обязанность в течение 15 дней с момента получения настоящего апелляционного определения повторно рассмотреть заявление _. В.И.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.