Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
в составе председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей О.Н. Бурениной, Г.А. Нестеренко,
при секретаре Н.В. Ивановой,
при участии переводчика ****,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.Н. Бурениной административное дело по апелляционной жалобе *** на решение Басманного районного суда г. Москвы от 14 мая 2015 года по делу по заявлению *** о признании незаконным и отмене решения ФМС России от 10 октября 2014 года N 1501, которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
Гражданин Сирии *** обратился в суд с требованием признать незаконным и отменить решение Федеральной миграционной службы России от 10 октября 2014 года N 1501, которым решение УФМС России по городу Москве от 26 августа 2014 г. об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным.
В обоснование заявленных требований указывает на то, что содержащиеся в решении миграционного органа выводы об отсутствии у **** гуманных причин для предоставления временного убежища основаны на недостоверных и неподтвержденных сведениях, без учета информации о ситуации в Сирии, где ведутся полномасштабные боевые действия, для участия в которых он может быть привлечен .
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 14 мая 2015 года постановлено: В удовлетворении заявления *** об оспаривании решения ФМС России от 10 октября 2014 года N 1501, которым решение УФМС России по городу Москве от 26 августа 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным - отказать.
В апелляционной жалобе *** ставит вопрос об отмене решения.
*** в судебном заседании доводы жалобы поддержал.
Представитель Федеральной миграционной службы России *** И.В. представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых полагал решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам,
предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно пункту 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного, конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Как следует из материалов дела, ***, *** года рождения, гражданин Сирийской Арабской Республики, уроженец г. ***, по национальности - ***, вероисповедание - ***, родной язык - ***, образование - неоконченное среднее. Холост, детей не имеет. Отец, мать, брат и сестра заявителя проживают в г. ***, Иордания.
Как усматривается из материалов личного дела заявителя, в период с 2008 г. по 2013 г. *** пять раз въезжал на территорию РФ с целью осуществления трудовой деятельности. При этом заявитель разрешения на осуществление трудовой деятельности не оформлял, информация о том, что заявитель в период пребывания на территории РФ состоял на миграционном учете, отсутствует.
В последний раз заявитель прибыл на территорию РФ 15 августа 2013 года, и спустя 9 месяцев, 26 мая 2014 года, *** обратился в УФМС России по г. Москве с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по городу Москве от 26 августа 2014 г. заявителю было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации по мотиву отсутствия гуманных побуждений, требующих предоставления возможности *** временно пребывать на территории РФ.
Заявитель, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона и пунктом 83 Административного регламента, обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по городу Москве.
Решением ФМС России от 10 октября 2014 г. N 1501 решение УФМС России по городу Москве от 26 августа 2014 г. признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Разрешая заявленные *** требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции правильно применив положения Федерального закона "О беженцах", исходя из изложенных выше обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о необоснованности жалобы, поскольку заявителем не приведено доказательств того, что имеются препятствия для его возвращения в страну прежнего обычного места жительства, и установлено, что заявитель желает использовать институт временного убежища как средство легализации, что является недопустимым.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки УФМС России по г. Москве не выявлено. При этом было установлено, что критериям беженца *** не отвечает.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что *** в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, его жалоба не содержит.
Каких-либо иных медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих выезду за пределы РФ, либо получению медицинской помощи в стране гражданской принадлежности, суду не представлено, при проведении анкетирования заявитель указал, что он здоров.
Иные гуманные причины, дающие основания для предоставления временного убежища, не названы.
Оснований полагать, что при возвращении в Сирийскую Республику заявитель может подвергнуться преследованию, также не установлено.
Из материалов делу следует, что заявитель не занимался ни политической, ни общественной, ни религиозной деятельностью, участия в военных операциях не принимал, инциденты с применением насилия он вовлечён не был, проблем во взаимоотношениях с властями своей страны не имел, уголовному преследованию не подвергался.
Впервые заявитель обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации только спустя 9 месяцев с момента прибытия в Россию. При этом ранее, с 2008 года, заявитель неоднократно осуществлял трудовую деятельность в РФ, с ходатайствами о предоставлении статуса беженца, либо временного убежища, не обращался. Каких-либо причин несвоевременного обращения в компетентные органы за убежищем заявитель не указал.
Согласно анкете заявителя от 26 мая 2014 г. заявитель по личному желанию не хочет жить в стране своей гражданской принадлежности, покинул Сирию и прибыл на территорию Российской Федерации с целью трудоустройства для содержания семьи (пункт 17 анкеты).
В пункте 124 Постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 55822/10 "Шакуров против России" от 5 июня 2012 года указано, что одна лишь возможность жестокого обращения по причине нестабильной ситуации в запрашивающей стране сама по себе не вызывает нарушения прав заявителя.
Таким образом, из поданного в суд заявления, доводов апелляционной жалобы, следует, что *** рассматривает режим временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
Подобное понимание заявителем порядка и оснований предоставления иностранному гражданину временного убежища, равно как и сама длительность срока пребывания заявителя на территории Российской Федерации, противоречат понятию временного убежища, определенному подпунктом 3 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах".
С учётом изложенного отсутствуют основания для вывода о том, что имеются основания для предоставления *** временного убежища.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 14 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.