Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Пономарёва А.Н.,
судей Ставича В.В., Лукьянченко В.В..
при секретаре Ивановой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. дело по апелляционной жалобе __ У.Г. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 июня 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления _.. У.Г. об оспаривании решения ФМС России от 28 ноября 2014 N__, которым решение УФМС России по городу Москве от 19 августа 2014 года об отказе в предоставлении ей и ее несовершеннолетним детям временного убежища на территории Российской Федерации было признано законным,
установила:
_.. У.Г. обратилась в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя тем, что при вынесении решения ФМС России не учтено того обстоятельства, что Управлением ФМС России по городу Москве вынесено решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ с нарушениями действующего законодательства, у административного истца имеются опасения, что в случае возвращения в страну исхода ее жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности.
Судом постановлено указанное решение, об отмене которого просит административный истец в апелляционной жалобе, считая его незаконным и необоснованным.
Административный истец _..У.Г. в заседание судебной коллегии явилась, просила решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель административного ответчика ФМС России по доверенности __.И.В. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения жалобы, полагая доводы необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного с учетом установленных обстоятельств дела, представленных доказательств, которым дана оценка и требований Федерального закона от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах".
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 названного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Судом установлено, что _..У.Г., _.. года рождения, гражданка Республики _.. по национальности - _. вероисповедание _.. родной язык - _.. русским языком владеет на бытовом уровне, образование, со слов неоконченное высшее.
С _. года состоит в браке с гражданином Таджикистана _.Ф.Ф., от брака имеет несовершеннолетних детей: _..М.Ф., _.года рождения, _.. Н.Ф., _.. года рождения, _. С.Ф.,_.. года рождения. Муж и дети заявителя в настоящее время находятся на территории Российской Федерации.
Как усматривается из материалов личного дела, _..У.Г. прибыла на территорию Российской Федерации в г. Москву в июле 2005 года авиарейсом _..
19 мая 2010 года __ У.Г. была задержана правоохранительными органами Российской Федерации и помещена под стражу, в связи с нахождением в межгосударственном розыске за совершенные на территории Республики Таджикистан преступления (публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя).
4 июля 2011 года __У.Г. обратилась в УФМС России по г. Москве с ходатайством о признании беженцем на территории Российской Федерации, обосновав его тем, что власти страны исхода будут незаконно преследовать по политическим и религиозным мотивам за деятельность в запрещенной экстремистской организации "_.".
29 июля 2011 года решением УФМС России по г. Москве __. У.Г. было отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона.
Решением ФМС России от _.. года N_. признано правомерным решение УФМС России по г. Москве от 29 июля 2011 года, в удовлетворении жалобы _..У.Г. было отказано.
Эти решения прошли проверку в судебном порядке и были оставлены без изменения.
С 2011 году она неоднократно обращалась в УФМС России по г. Москве с заявлениями о предоставлении ей и ее несовершеннолетним детям временного убежища на территории Российской Федерации. Каждый раз решениями УФМС России по г. Москве заявитель получала отказ в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
19 мая 2014 года __.У.Г. вновь обратилась в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении ей и ее несовершеннолетним детям временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его тем, что решением Европейского Суда по правам человека ее жалоба о невозможности возвращения в Республику Таджикистан признана приемлемой. Кроме того _.. У.Г. настаивает на необходимости предоставления ей и ее детям временного убежища в целях соблюдения принципа единства семьи, так как ее мужу предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по г. Москве от _.. 2014 года заявителю и ее несовершеннолетним детям отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением ФМС России от 28 ноября 2014 года N__ решение УФМС России по г. Москве от __ 2014 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришел к правильному выводу о необоснованности жалобы, поскольку административным истцом не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе в случае ее возвращения в страну гражданской принадлежности.
Прибыв в Российскую Федерацию в _.. году, _.. У.Г. обратилась с заявлением о признании беженцем только в 2011 году после задержания ее правоохранительными органами, то есть спустя 6 лет с момента прибытия на территорию Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует об отсутствии у административного истца нуждаемости в предоставлении статуса беженца на момент пересечения государственной границы России.
Судебная коллегия также учитывает, что _. У.Г. осуществляла деятельность в запрещенной на территории Республики Таджикистан экстремистской организации "_..", деятельность этой организации запрещена и в Российской Федерации. Эти обстоятельства отображены в заключении ФСБ России о нецелесообразности предоставления __ У.Г. временного убежища на территории Российской Федерации, а также какого-либо иного статуса.
По данным ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве в настоящее время властями Республики _.. в отношении _.. У.Г. официально применен акт амнистии.
В ходе рассмотрения дела никаких фактов, либо убедительных доказательств, а также документов, подтверждающих возможное преследование административного истца на территории Республики _. по политической или религиозной принадлежности, представлено не было.
Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки ФМС России не выявлено.
При этом судом правомерно учтено, что решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни __.й У.Г. при его возможном возвращении на родину и с учетом отсутствия оснований полагать, что в случае возвращения на родину, административный истец может быть подвергнута негуманному обращению или незаконному осуждению.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России по жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Оценивая доводы апелляционной жалобы относительно нарушения права __У.Г. на уважение ее личной и семейной жизни, судебная коллегия полагает, что достаточных данных, свидетельствующих о возможности распространения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод не имеется.
Кроме того судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у __У.Г. гуманных оснований, оправдывающих ее пребывание на территории Российской Федерации, а также учитывает положения п. 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 г. N1317-О-П, согласно которому по своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
Фактические обстоятельства, которые были установлены органами миграционной службы в отношении административного истца, последней в апелляционной жалобе не оспариваются.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что __ У.Г. в настоящее время находится на территории России легально, соблюдает правила миграционного учета, ее жалоба не содержит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда законно и обоснованно, принято в соответствии с нормами материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения, и нормами процессуального права, действовавшими на время рассмотрения данного заявления.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 16 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.