Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Н.В. Ивановой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе *** на решение Басманного районного суда г. Москвы от 14 июля 2015 года, по делу по заявлению *** об оспаривании решения ФМС России от 13 января 2015 года N 1527, которым решение УФМС России по городу Москве от 27 ноября 2014 года об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
*** обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свое обращение незаконностью отказа в продлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку, по его мнению, имелись основания для продления ему временного убежища из гуманных побуждений - ввиду боевых действий в его стране гражданской принадлежности.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 14 июля 2015 года постановлено: в удовлетворении заявления *** об оспаривании решения ФМС России от 13 января 2015 года N 1527, которым решение УФМС России по городу Москве от 27 ноября 2014 года об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным - отказать.
В апелляционной жалобе *** ставится вопрос об отмене решения.
Представитель заинтересованного лица ФМС России по доверенности И.В. Выборов в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, полагая заявление необоснованным.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что гражданин Сирийской Арабской Республики ***, 10 марта 1986 года рождения, уроженец г. Алеппо (Сирия), по национальности - араб, родной язык - арабский, на бытовом уровне владеет русским языком, образование неполное среднее, холост, детей не имеет.
На территории Сирии в г. Алеппо проживают мать заявителя, а также двое его братьев.
На территорию Российской Федерации *** прибыл 10 октября 2012 г. самолетом в г. Москву на основании многоразовой деловой въездной визы, сроком действия до 18 сентября 2013 года, полученной по приглашению ООО "Эверест".
29 августа 2013 г. *** обратился в УФМС России по Ярославской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Свое заявление о предоставлении временного убежища *** обосновал непрекращающейся войной в стране гражданской принадлежности между правительственными войсками и оппозицией, а также опасениями за свою жизнь в связи с ведением боевых действий.
Решением УФМС России по Ярославской области от 01 ноября 2013 г. заявителю было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации сроком до 1 ноября 2014 г.
28 октября 2014 г. *** обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, обосновав его тем, что без оформления документов у него не будет возможности осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по г. Москве от 27 ноября 2014 г. заявителю отказано в продлении срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.
Заявитель, считая данное решение неправомерным, обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по г. Москве.
Решением ФМС России от 13 января 2015 г. N 1568 решение УФМС России по г. Москве от 27 ноября 2014 г. признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Основанием для отказа в удовлетворении требований явились следующие обстоятельства.
Во время первого пребывания в Российской Федерации заявитель в период с 01.01.2012 по 19.09.2012 и во время второго пребывания с 10.01.2013 по 15.08.2013 на миграционном учёте, в нарушение установленных правил, не состоял. Кроме того, заявитель, имея временное убежище в Российской Федерации и прибыв 05.03.2014 для проживания в г. Москву, на миграционный учёт также не встал.
Заявитель при анкетировании и опросах сообщал, что его мать, четыре брата и три сестры продолжают находиться на территории Сирии. Уничтожение личного имущества заявителя и членов его семьи не относится к гуманным основаниям для предоставления ему убежища в Российской Федерации. Жизненные трудности испытывает практически все население этой страны.
В результате проведённого в августе 2013 года обязательного медицинского освидетельствования, заявитель признан практически здоровым.
При вынесении решения ФМС России по г. Москве исходило из того, что заявитель не привел убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе. На территории Сирии заявитель преследованию властей не подвергался. Несмотря на тяжелую общественно-политическую ситуацию в Сирии, нет оснований полагать, что жизнь *** окажется в большей опасности, чем жизнь других граждан, проживающих в стране. Кроме того, на территории Сирии проживают родители, братья и сестры заявителя. Сведений о том, что данные лица подвергаются каким-либо преследованиям, заявителем не сообщено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что решение ФМС от 13 января 2015 года N 1527, которым решение УФМС России по городу Москве об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации было признано правомерным вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий ФМС России, в связи с отсутствием причин гуманного характера, требующих продления временного убежища на территории Российской Федерации, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину *** может быть подвергнут негуманному обращению.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 4 названного Закона лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
В силу ст. 1 Федерального закона "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, а равно при пропуске им без уважительных причин срока подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища соответствующее заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с названными нормами права судом и был разрешен спор.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявитель обратился в миграционные органы не с целью поиска убежища, а с целью легализации своего нахождения на территории России, в связи с чем оснований, предусмотренных пп. 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" для признания беженцем и предоставления временного убежища не имеется.
Легализация положения на территории России производится, в частности, на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пп. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки ФМС России не выявлено.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 года N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, а равно при пропуске им без уважительных причин срока подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища соответствующее заявление не может быть удовлетворено.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что имеются гуманные побуждения для предоставления ему временного убежища, вследствие наличия реальной угрозы его жизни в стране гражданской принадлежности в связи с проведением военных действий в Сирии, принадлежностью заявителя к религиозной группе суннит, его проживанием на территории г. Алеппо.
С этим доводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку при подаче ходатайства о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации *** в анкете указал, что покинул территорию Сирии для дополнительных заработков, поэтому гуманных побуждений, требующих предоставления ему возможности пребывать на территории Российской Федерации со стороны органов миграционной службы не установлено.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС России соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 14 июля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.