Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей В.В. Лукьянченко, В.В. Ставича,
при секретаре Н.В. Ивановой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе *** Т.А. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года по делу по заявлению *** Т.А. о признании неправомерными и об отмене решения Федеральной Миграционной Службы России N 1546 от 12 декабря 2014 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве от 30 июня 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, признано правомерным, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
*** Т.А. обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя незаконность вынесении решения ФМС России тем, что Управлением ФМС России по г. Москве вынесено решение об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ без учета обоснованных опасений заявителя о преследования ХАМАС в случае возвращения в страну, в результате чего его жизнь и здоровье могут быть подвергнуты опасности.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года постановлено: в удовлетворении заявления *** Т.А. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной Миграционной Службы России N 1546 от 12 декабря 2014 года, которым решение Управления ФМС России по г. Москве 30 июня 2014 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, признано правомерным - отказать.
В апелляционной жалобе *** Т.А. ставится вопрос об отмене решения.
Административный истец *** Т.А. в заседание судебной коллегии не явился, несмотря на надлежащее уведомление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представитель заинтересованного лица ФМС России по доверенности И.В. Выборов в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления, полагая заявление необоснованным.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что *** Т.А., 28 июля 1991 года рождения, гражданин Палестины, уроженец г. Рафах, по национальности - араб, вероисповедание - ислам (суннитского толка), родной язык - арабский, русским языком владеет на бытовом уровне, образование среднее. Не женат, детей не имеет. Родственники заявителя: отец, мать, три брата и четыре сестры, являются гражданами Палестины, проживают на территории Палестины в г. Рафах, еще одна сестра заявителя проживает на территории Египта.
Из материалов личного дела заявителя усматривается, что заявитель прибыл на территорию Российской Федерации легально авиатранспортом 29 ноября 2011 г. на основании однократной туристической визы, выданной Посольством Российской Федерации в г. Амман (Иордания).
Как усматривается из анкетных данных заявителя, *** Т.А. на территории РФ не работает, находится на иждивении сожительницы, гражданки Республики Молдова.
Согласно данным АС ЦБДУИГ заявитель был привлечен к административному наказанию за нарушение статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (уклонение от выезда из Российской Федерации но истечении определенного срока пребывания), после чего, 10 августа 2012 г. *** Т.А. оформил транзитную визу М7 N 0809035, выдана 10 августа 2012 г., сроком действия до 20 августа 2012 г., но территорию Российской Федерации не покинул, продолжая нелегально пребывать на территории Российской Федерации.
При пересечении 7 октября 2013 г. Государственной границы Российской Федерации заявитель был задержан в пункте пропуска "Троебортное-автодорожный" в г. Севск сотрудниками ПУ ФСБ России по Брянской области за попытку незаконного пересечения Государственной границы по заведомо поддельному паспорту гражданина Республики Таджикистан на имя М.Х.М., 29 июля 1990 года рождения, с признаками частичной подделки документа, а именно документом не соответствующим установленному образцу.
Решением Севского районного суда Брянской области от 14 января 2014 г. *** Т.А. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации с назначением ему наказания в виде штрафа в доход государства в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
По истечении двух с половиной лет с даты прибытия на территорию Российской Федерации, то есть 01 апреля 2014 г. *** Т.А. обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации без процедуры рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации.
В своем заявлении о предоставлении временного убежища заявитель указал, что нуждается во временном убежище, так как хочет легализовать свое пребывание на территории Российской Федерации. В ходе проведения опроса заявитель пояснил, что опасается стать жертвой палестино - израильского конфликта, а также подвергнуться преследованиям со стороны палестинского исламистского движения "ХАМАС".
Решением УФМС России по г. Москве от 30 июня 2014 года заявителю отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Заявитель, считая данное решение неправомерным, в порядке, установленном статьей 10 Федерального закона и пунктом 83 Административного регламента, обратился с жалобой в ФМС России на решение УФМС России по г. Москве.
Решением ФМС России от 12 декабря 2014 г. N 1546 решение УФМС России по г. Москве от 30 июня 2014 года признано правомерным, в удовлетворении жалобы заявителю отказано.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что обжалуемое решение является законным и обоснованным.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
Из анализа указанных норм права следует, что при отсутствии оснований для предоставления иностранному гражданину возможности временно пребывать на территории России, заявление не может быть удовлетворено.
В соответствии с названными нормами права судом и был разрешен спор.
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2010 года N 1317-О-П временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Временное убежище не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение иностранным гражданином законодательства Российской Федерации, ограничивающей права данного гражданина, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Рассматривая довод жалобы о нарушении вынесенным решением ФМС России его прав относительно неисследования обстоятельств, по которым был сделан вывод о том, что его проживание в г. Рафах или при перемещении в другой регион Сектора Газа Палестины безопасен для жизни, судебная коллегия находит его необоснованным, ввиду следующего.
При вынесении решения N 1546 от 12 декабря 2014 года ФМС России исходила из того, что УФМС России по г. Москве правильно приведен анализ всех обстоятельств, связанных с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища как личных, так и общественно - политических, и обоснованно сделан вывод об отсутствии у него гуманных причин, требующих его временного пребывания на территории Российской Федерации. Заявителем не приведено убедительных доводов, свидетельствующих о том, что у него имеются основания для опасений стать жертвой негуманного обращения на родине; заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации, у него не выявлено.
Анализ материалов личного дела *** Т.А. показал, что заявитель в политических, религиозных, военных и общественных организациях не состоял, в армии не служил, участия в боевых действиях не принимал, преследованиям и угрозам со стороны властей Палестины не подвергался, в инциденты с применением насилия вовлечен не был.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
По направлению территориального органа заявитель прошел медицинское освидетельствование в производственном медицинском кооперативе "Оракул". Согласно медицинскому сертификату от 16 мая 2014 г., представленному заявителем в УФМС России по г. Москве, заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи или оперативного лечения и препятствующих выезду из Российской Федерации у *** Т.А. не выявлено.
При таких обстоятельствах, решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Желание заявителя получить временное убежище на территории РФ как способ легализации в РФ не может рассматриваться как гуманные основания.
Проанализировав все представленные материалы, суд считает, что оспариваемое решение ФМС N 1546 от 12.12.2014 г. по жалобе на решение Управления ФМС России по г. Москве 30.06.2014 г. соответствуют Федеральному закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Таким образом, *** Т.А. было обоснованно отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец" согласно статье 1 указанного Федерального закона, не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину *** Т.А. может быть подвергнут негуманному обращению.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений прав на семейную, личную жизнь при вынесении решения ФМС России.
Иные гуманные причины, дающие основания для продления срока предоставления временного убежища, не названы.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 21 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.