12 ноября 2015 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Ставича В.В., Нестеренко Г.А.,
при секретаре Федоровой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеренко Г.А. административное дело по апелляционной жалобе Региональной общественной организации "******" Республики ****** на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 июня 2015 года, которым
в удовлетворении заявленных требований Региональной общественной организации "******" Республики ****** о признании незаконными распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации N 2026-р от 30 декабря 2014 г. и об устранении допущенных нарушений - отказано,
установила:
Региональная общественная организация "******" Республики ****** (далее-Организация) обратилась с заявлением о признании незаконным решение Министерства юстиции РФ N2026-р от 30.12.2014 г. о включении Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем отмены принятого решения, указав на то, что решение является незаконным и необоснованным. В распоряжении не изложены основания принятия такого решения. Организация не отрицает факт получения иностранного финансирования, но отсутствуют доказательства участия Организации в политической деятельности, фактическая деятельность соответствует уставным целям. Все проведенные публичные мероприятия являются просветительской деятельностью, проявление социальной активности не может быть признано одним из видов политической деятельности. При принятии решения не были учтены разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 г. N10-П.
В суде первой инстанции представитель заявителя Шарапов И.И. заявленные требования поддержал.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации ******кая Е.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных в материалы дела.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на то, что нарушены нормы материального и процессуального права, не доказаны обстоятельства, установленные судьей, копия решения мирового судьи от 30 декабря 2014 года не соответствует требованиям ст. 71 ГПК РФ, не установлено, соответствует ли деятельность Организации требованиям включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, организация "******" не воздействовала на принятие государственными органами решений.
В судебном заседании суда второй инстанции административный истец не явился.
Представитель административного ответчика Министерство Юстиции Российской Федерации по доверенности N 11/221-АК - ******кая Е.М. возражала против жалобы.
Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2014 N 2026-р Региональная общественная организация "******" Республики ****** включена в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Судом установлено, что основанием включения данной организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента послужили результаты проверки, проведенной Главным управлением Минюста России по Республике ******, о выявленных нарушениях в деятельности Организации.
По итогам проверки составлен протокол по делу об административном правонарушении, который был направлен на рассмотрение Мирового судьи судебного участка N10 Йошкар-Олинского судебного района.
30 декабря 2014 г. мировым судьей вынесено постановление о признании Организации виновной в совершении правонарушения, предусмотренного 4.1 ст. 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде штрафа. Данное постановление было обжаловано, и 29 января 2015 г. Йошкар-Олинским городским судом Республики ****** постановление оставлено без изменений.
Судом также учтено, что при проведении проверки установлено, что Организация получает финансирование, в том числе, и от иностранных источников, что не отрицает представитель заявителя, и это нашло отражение в постановлении Мирового судьи.
Кроме того, из дела следует, что организацией систематически проводились публичные мероприятия с участием, в том числе представителей Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел (далее - МВД), прокуратуры, государственных органов, органов местного самоуправления, направленные на привлечение внимания к проблемам организации деятельности государственных органов и организации общественного контроля.
Так, 24-25 декабря 2013 г., в рамках реализации проекта "******" (проект финансировался ******).
Цель Конференции - подготовка рекомендаций в Федеральные органы государственной власти по продвижению правового просвещения сотрудников ФСИН и МВД и лоббирование этих рекомендаций.
Указанные рекомендации рассмотрены и одобрены Департаментом государственной службы кадров МВД России, ФСИН, Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества.
Судом признано, что деятельность Организации широко освещается в СМИ и информационной сети - интернет (как на официальном сайте Организации ******, также на других информационных сайтах, где Организацией, в том числе, дается оценка деятельности государственных органов, а также отдельных действий и решений государственных органов.
В рамках реализации проекта "******" проект финансировался Датским Институтом по правам человека, договор от 01.02.2013), Организацией разработано два модуля в виде презентационного материала "******", "******".
Указанные материалы использовались Организацией при проведении просветительских семинаров для сотрудников УФСИН и МВД, представителей Общественных наблюдательных комиссий различных регионов России.
Также из представленных документов усматривается проявление социальной активности (в том числе путем финансирования) в целях воздействия на принятие государственными органами решений или формирования общественного мнения.
К проверке представлена копия проекта "******" (финансируется ******), который реализуется Организацией в 2014 г. (срок реализации проекта с 15.01.2014 до 15.01.2015) и на момент проверки не завершен. В заявке к проекту указана цель проекта: "развитие сети общественных организаций и общественных наблюдательных комиссий в 10 регионах России, занимающихся информированием органов власти в области соблюдения нрав человека для более эффективной зашиты прав человека в регионах России".
В рамках реализации указанных проектов проводились семинары сотрудников ФСИН, МВД, ОНК в различных регионах России и Республике ****** (отчеты о работе Организации за 2012. 2013 2014гг). Отчеты о проведенных мероприятиях и обсуждаемых на них вопросах, в том числе с указанием участников мероприятий, размещены на официальном сайте Организации.
При указанных обстоятельствах, подтвержденных материалами, дела суд первой инстанции правомерно признал, что некоммерческая организация подлежала включению в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Данный вывод суда основывается на законе и подтверждается материалами дела. В связи с этим оснований для признания распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации незаконным, не имеется.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности_.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 32 названного Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 указанного Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Ведение указанного реестра предусмотрено п. 10 ст. 13 Федерального закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Порядок ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, утверждён Приказом Минюста России от 30.11.2012 N 223.
Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано разъяснение о том, что некоммерческая организация может быть признана выполняющей функции иностранного агента, если она получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, то есть независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, участвует в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях. Их формы могут быть самыми разнообразными: помимо собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования политические акции могут выражаться в предвыборной агитации и агитации по вопросам референдума, в публичных обращениях к органам государственной власти, в распространении, в том числе с использованием современных информационных технологий, своих оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, а также в других действиях, исчерпывающее законодательное установление перечня которых невозможно. При отнесении тех или иных мероприятий, к организации и проведению которых причастны некоммерческие организации, к политическим акциям, подпадающим под действие указанных законоположений, принципиальное значение должны иметь их направленность на воздействие - непосредственное или путем формирования общественного мнения - на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику, а также нацеленность на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Подтверждением наличия намерений участвовать в политической деятельности на территории Российской Федерации могут быть учредительные, программные и иные официальные документы некоммерческой организации, публичные выступления ее руководителей (должностных лиц), содержащие призывы к принятию, изменению или отмене тех или иных государственных решений, уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирования, направленные данной некоммерческой организацией в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, подготовка и выдвижение законодательных инициатив, а также другие проявления социальной активности, объективно свидетельствующие о ее желании заниматься организацией и проведением политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику.
Отказывая в удовлетворении требования, судом правомерно учтены указанные нормы и материалы дела, анализ которых приведен в решении суда.
Доводы жалобы о том, что нарушены нормы материального и процессуального права, не доказаны обстоятельства установленные судьей, имеющиеся в материалах дела копия решения мирового судьи от 30 декабря 2014 года не соответствует требованиям ст. 71 ГПК РФ, не установлено соответствует ли деятельность Организации требованиям включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранных агентов, организация "******" не воздействовала на принятие государственными органами решений - нельзя признать обоснованными, поскольку решение мирового судьи вступило в законную силу и суд при рассмотрении настоящего дела вправе ссылаться на установленные мировым судьей обстоятельства; доводы жалобы противоречат материалам дела, судьей первой инстанции установлены неоднократные факты влияния региональной общественной организации "******" на действия должностных лиц, органов государственной власти.
При вынесении распоряжения о включении Организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, Министерством юстиции РФ учтены сведения, полученные в результате проверки, о том, что организацией распространялись с использованием современных информационных технологий свои оценки принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики, деятельность Организации широко освещается, в том числе в информационной сети Интернет, где дается оценка деятельности государственных органов и отдельных действий и решений государственных органов, а также указывается на использование разных методов в работе: правовые действия, акции, общественные компании, просвещение в области прав человека.
Кроме того, в акте проверки указано, что Организация в проверяемом периоде получала финансирование от ************ ******************************** ************************************************************************* ***
Указанные обстоятельства также были учтены при принятии оспариваемого распоряжения и оснований для признания распоряжения незаконным, не имеется.
Нарушений судом ст. 71 ГПК РФ судебной коллегией не установлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд, разрешая спор, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 01 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.