16 ноября 2015 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Г.А. Нестеренко, В.В. Ставича,
рассмотрев по докладу судьи Г.А. Нестеренко материалы по частной жалобе ******ой В.В. на определение Тверского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года, которым
отказано в принятии жалобы ******ой ******к Управлению администрации ****** РФ ****** Российской Федерации по работе с обращениями граждан на неправомерные действия служащих Управления,
установила:
07.07.2015 г. ******а В.В. обратилась в суд с жалобой на неправомерные действия служащих ****** Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций.
Определением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года отказано в принятии жалобы по мотивам того, что указанное заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается в ином судебном порядке.
В частной жалобе заявителя ставится вопрос об отмене определения суда как незаконного, ссылаясь на то, что нет оснований в отказе принятия заявления, нарушено право на судебную защиту, заявитель не обжалует действия ****** РФ, заявитель обжалует действия государственного служащего, заявителя незаконно уволили с рабочего места.
Судебная коллегия в соответствии с ч. 2 ст. 315 КАС РФ рассматривает частную жалобу по правилам, установленным главой 33 настоящего Кодекса, в порядке упрощенного (письменного) производства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене определения и направлении материала на рассмотрение со стадии принятия в тот же суд по следующим основаниям.
Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Законодательную основу регулирования правоотношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, образует Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который определяет права и обязанности участников соответствующих отношений как на государственном, так и на муниципальном уровне, базовые гарантии, порядок рассмотрения обращений граждан.
Статья 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" определяет действия государственного органа при рассмотрении обращения гражданина. По смыслу оспариваемого заявителем пункта 4 части 1 статьи 10 во взаимосвязи с пунктом 5 части 1 той же статьи и частью 3 статьи 8 данного Федерального закона государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно определению КС РФ от 21 мая 2015 г. N 1163-О Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Что же касается отказа в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, то он направлен на исключение принятия судом к рассмотрению лишь тех дел, которые явно не относятся к его подведомственности (определения от 25 февраля 2013 года N 206-О, от 13 мая 2014 года N 998-О, от 29 мая 2014 года N 1158-О, от 24 марта 2015 года N 719-О и др.). При этом положения Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не препятствуют заявителю защищать свои права и свободы, если они были нарушены при рассмотрении его обращения, в том числе действиями (бездействием) и решениями должностных лиц Администрации ****** Российской Федерации (Определение от 25 февраля 2013 года N 325-О).
Из жалобы заявительницы на неправомерные действия служащих Управления Администрации ****** РФ усматривается, что в адрес заявительницы направлен ненадлежащий ответ и ненадлежащим лицом.
Возникшие правоотношения подпадают под действие Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что подведомственно суду общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
К жалобе приобщены копии ответов ****** РФ по работе с обращениями граждан и организаций, на которые ссылается заявительница.
Выводы суда о том, что жалоба не может быть принята к рассмотрению, поскольку не подлежит рассмотрению в суде и о том, что заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке являются противоречивыми, что недопустимо, поэтому определение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
При обсуждении вопроса о принятии заявления к рассмотрению суд должен определить, в каком судебном порядке должно быть рассмотрено дело и в зависимости от этого обсуждает вопрос о подсудности дела данному суду.
Учитывая приведенные требования закона, а также допущенные нарушения, оснований для отказа в принятии жалобы не имелось.
Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
определение Тверского районного суда г. Москвы от 15 июля 2015 года отменить, дело направить на рассмотрение в тот же суд со стадии принятия жалобы на действия должностных лиц.
Председательствующий - Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.