Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей В.В. Лукьянченко, Е.Н. Неретиной,
при секретаре В.В. Сытине, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе ***а Виталия Сергеевича на решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 1 июля 2015 года по делу по административному исковому заявлению В.С. ***а к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление Росреестра по г. Москве) о признании отказов в государственной регистрации права собственности незаконными, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
В.С. *** обратился в суд с указанным выше административным иском. Свои требования о незаконности отказов Управления Росреестра по г. Москве в регистрации права собственности на объекты недвижимости (строения 2, 3, 4, 5), расположенные по адресу: ***, мотивировал тем, что он является собственником земельного участка, площадью 2200 кв.м, отнесенного к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства, поэтому данный земельный участок может быть использован для возведения производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений, несмотря на нахождение в зоне особо охраняемой природной территории.
Решением Хорошевского районного суда г. Москвы от 1 июля 2015 года постановлено:
В удовлетворении заявления В.С. ***а к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании отказов регистрации права собственности на объекты недвижимости по адресу: ***, строения 2, 3, 4, 5 незаконными, обязании зарегистрировать право собственности и взыскании судебных расходов, отказать.
В апелляционной жалобе В.С. ***а ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика Управления Росреестра по г. Москве Д.Е. Власов просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Д.Е. Власова, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке, предусмотренные п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ имеются.
Из материалов дела усматривается, что административный истец является собственником земельного участка, площадью 2200 кв.м с кадастровым номером 77:08:0014001:1003, отнесенного к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства
29 декабря 2014 года была приостановлена регистрация права собственности на объекты недвижимости: строение 2 - гараж, общей площадью 48 кв.м., строение 3 - хозяйственный блок, общей площадью 66 кв.м., строение 4 - баня, общей площадью 36 кв.м., строение 5 - хозяйственная постройка общей площадью 66 кв. м, расположенных по адресу: *** из-за неполноты представленных документов, а именно: неправильности заполнения Декларации об объектах недвижимости, а также наличия возможных ограничений и обременении на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости.
20 января 2015 года административный истец представил исправленные декларации и представил свидетельство о праве собственности на земельный участок.
21, 28 января 2015 года было отказано в регистрации права собственности на объекты недвижимости.
В обоснование данных решений об отказе в регистрации было указано, что по результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, проведенной в соответствии с ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (Закон о кадастре), в соответствии со сведениями, указанными в представленной декларации об объекте недвижимого имущества от 20.01.2015, было установлено, что объекты недвижимого имущества: хозблок, баня, гараж, хозяйственная постройка, на которые заявлено правопритязание, расположены по адресу: ***.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.1998 N 1012 поселок Терехово находится в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий".
В связи с возникшими сомнениями в законности государственной регистрации права собственности на объект недвижимости 2011 года постройки бани в границах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Москворецкий" в адрес Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы направлены соответствующие запросы.
Согласно информации, предоставленной Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы, в соответствии с Законом города Москвы от 05.05.2010 N17 "О генеральном плане города Москвы" земельный участок по адресу: ***, расположен в границах зоны особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий N 6 района Хорошево - Мневники СЗАО.
Размещение указанных построек в указанной зоне противоречит природоохранному статусу территории.
Вышеуказанное обстоятельство послужило для Управления Росреестра по г. Москве основанием к отказу в государственной регистрации права на заявленные объекты недвижимого имущества.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд руководствовался тем, что оспариваемое решение Управления Росреестра по г. Москве является законным, поскольку строения, с заявлением о регистрации которых обратился административный истец, не могут быть зарегистрированы, так как расположены на землях, отнесенных к особо охраняемым природным территориям, в связи с чем капитальное строительство на них допускается только в соответствии с режимами охраны и использования особо охраняемой природной территории при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. размещение объектов заявителя в зоне особо охраняемых природных территорий противоречит природоохранному статусу территории, в связи с чем отказ Росреестра по г. Москве в государственной регистрации права собственности объектов недвижимости административного истца является законным, а требования В.С. ***а подлежат отклонению.
Оценив выводы суда, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ, возникновение права собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре и согласно ст. 219 Гражданского кодекса РФ, возникает с момента такой регистрации.
В силу ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на созданный объект недвижимого имущества, в том числе объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а именно, документов, подтверждающих право на земельный участок, разрешения на строительство, проектной документации и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 25.3 указанного закона основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Федерального закона 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в государственной регистрации отказано в том числе по следующим причинам:
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя;
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 (ред. от 27.12.2014) "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Положения указанных норм материального права суд при вынесении решения не учел.
Как видно из материалов дела к заявлению о регистрации вышеуказанных объектов недвижимости, во исполнение ч. 1 ст. 25.3 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" В.С. *** приложил документы, подтверждающие факт создания таких объектов недвижимого имущества и содержащих их описание (декларация), а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Кроме того, суд не принял во внимание важные для разрешения дела обстоятельства и сделал неверные выводы, которые данным обстоятельствам не соответствуют. Так, суд не учел, что Управление Росреестра по г. Москве осуществляет функции по учету и регистрации объектов недвижимого имущества и не вправе оценивать и выносить решение о законности либо незаконности их расположения в границах особо охраняемой природной территории, в данном случае в границах "Природно - исторического парка "Москворецкий".
В силу ч. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда незаконным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска В.С. ***а к Управлению Росреестра по г. Москве.
Руководствуясь ч. 2 ст. 309 КАС РФ, п.п. 1, 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Хорошевского районного суда г. Москвы от 1 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск В.С. ***а к Управлению Росреестра по г. Москве о признании отказов регистрации права собственности незаконными - удовлетворить.
Признать решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 21, 28 января 2015 года об отказе В.С. ***у в государственной регистрации права собственности на созданные объекты недвижимости: строение 2 - гараж, общей площадью 48 кв.м., строение 3 - хозяйственный блок, общей площадью 66 кв.м., строение 4 - баня, общей площадью 36 кв.м., строение 5 - хозяйственная постройка общей площадью 66 кв. м, расположенных по адресу: ***, незаконными.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.