Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Д.В. Шаповалова, судей В.В. Ставича, А.Н. Пономарёва, при секретаре Ю.А. Маркеловой, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва административное дело по апелляционной жалобе А.К. Мчедлишвили на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2015 года по заявлению А.К. Мчедлишвили к УФМС России по г. Москве о признании права на гражданство, обязании осуществить оформление необходимых документов
установила:
А.К. Мчедлишвили обратилась в суд с указанным выше заявлением (в настоящее время - административным иском), в котором указала, что 23 марта 2010 года её паспорт гражданина России решением УФМС России по *** области признан необоснованно выданным. В настоящее время она проживает в г. Москве и не может получить гражданства на основании своего письма о предоставлении ей гражданства РФ, адресованного в территориальное отделение миграционной службы.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе А.К. Мчедлишвили ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии А.К. Мчедлишвили и её представитель адвокат И.В. Черадионов, по ордеру от 20 ноября 2015 года, доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель УФМС России по г. Москве - А.В. Пучков, по доверенности от 28 сентября 2015 года, просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав А.К. Мчедлишвили и её представителя, представителя УФМС России по г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Применительно к названным нормам процессуального права и предписаниям ч. 3 ст. 62 КАС РФ, аналогия которых усматривается в ст. 12, ст. 56 ГПК РФ, действовавших на момент рассмотрения дела, суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами и установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
19 октября 2005 года ОВД г. *** *** области документировал А.К. Мчедлишвили паспортом гражданина РФ, который в дальнейшем по заключению УФМС России по *** области от 23 марта 2010 года признан полученным с нарушением установленного законом порядка.
Не обжалуя указанное заключение, А.К. Мчедлишвили направила письмо в УФМС России по г. Москве письмо, в котором содержалось заявление о принятии её в гражданство РФ, на которое 24 декабря 2014 года ей дан ответ, разъясняющий необходимость лично подать заявление.
Разрешая дело, суд обоснованно согласился с законностью действий УФМС России по г. Москве.
В соответствии с п. а ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации дееспособных лиц, состоявшие на 5 сентября 1991 года в гражданстве СССР, прибывших в Российскую Федерацию для проживания до 1 ноября 2002 года, не приобретших гражданство Российской Федерации в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и действительного документа, подтверждающего право на проживание в иностранном государстве, определён в главе VIII.1 настоящего Закона.
Частью 2 той же статьи установлено, что указанные лица могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приёме в гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом или о выдаче вида на жительство в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Заявления о признании гражданином Российской Федерации и о приёме в гражданство Российской Федерации лиц, указанных в статье 41.1 настоящего Федерального закона, подаются заявителем лично в письменном виде на бланке установленной формы в территориальный орган по месту жительства или месту пребывания заявителя (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания (ч. 1 ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
О принятии к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приёме в гражданство Российской Федерации заявителю выдаётся справка на бланке установленной формы вместе с описью принятых от него документов. Форма бланка справки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 3 ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Заявителю, не имеющему действительного документа, удостоверяющего личность, в том числе в результате изъятия паспорта гражданина Российской Федерации, в день принятия к рассмотрению заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации выдается документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения его заявления о признании гражданином Российской Федерации, содержащий указанные заявителем его персональные данные и фотографию. При выдаче заявителю паспорта гражданина Российской Федерации этот документ у заявителя изымается. Форма бланка такого документа, являющегося бланком строгой отчетности, и срок его действия утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ч. 4 ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
В период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации, принятого от заявителя, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, проводится установление его личности в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ч. 5 ст. 41.4 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение заявления о признании гражданином Российской Федерации и принятие решения по такому заявлению в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляются территориальным органом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи заявления и всех надлежащим образом оформленных документов (ч. 1 ст. 41.5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Из анализа указанных норм права следует, что обязанность по рассмотрению вопроса о приёме гражданства возникает у территориального органа федеральной миграционной службы только после того как административный истец на личном приёме подаст заявление по установленной форме о приёме в гражданство.
Между тем с таким заявлением А.К. Мчедлишвили не обращалась, что в апелляционной жалобе не оспаривается.
При таком положении оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком доказано, что обжалуемое действие соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, А.К. Мчедлишвили не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.