Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Д.В. Шаповалова,
судей: В.В. Лукьянченко, Г.А. Нестеренко,
при секретаре Е.В. Исаковой, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе *** Павла Евгеньевича на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года по делу по административному иску П.Е. *** об оспаривании действий Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее Администрация), которым в удовлетворении требований отказано,
установила:
П.Е. *** обратился в суд с указанным выше административным иском, указывая на несоблюдение его права на благоприятную окружающую среду и на нарушение права собственности, выразившееся в возможном уменьшении стоимости приобретенного жилья, расположенного в зоне производимых Администрацией работ.
Мотивируя заявленные требования, указал на незаконность действий Администрации связанных с ремонтом участка дороги от ул. Коломийца до ул. 25 лет Октября г. Домодедово Московской области в связи с тем, что его проведение, с учетом отсутствия ранее указанного участка дороги, фактически является строительством Администрацией новой дороги без проведения необходимых подготовительных мероприятий по подготовке требуемой разрешительной документации.
С учетом уточненного административного иска, П.Е. *** просит признать незаконными действия Администрации, выразившиеся в организации проведения работ по ремонту дороги с тротуарами и велосипедными дорожками по ул. Лунная в мкр. Западный городского округа Домодедово Московской области на участке от ул. Коломийца до ул. 25 лет Октября в соответствии с муниципальными контрактами, как не соответствующие Градостроительному кодексу Российской Федерации и ФЗ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в дельные законодательные акты РФ", ФЗ от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Просил взыскать с Администрации в пользу заявителя судебные расходы в размере 72 350 руб.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года постановлено: заявленные требования П.Е. *** об оспаривании действий Администрации оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе П.Е. *** ставится вопрос об отмене решения.
Заявитель П.Е. *** в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал.
В заседании судебной коллегии представитель Администрации по доверенности Е.С. Голошумова просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что П.Е. *** с 2012 г. является собственником квартиры N 487, расположенной по адресу: Московская область, г. Домодедово, ул. Лунная, д. 25.
Автомобильная дорога по ул. Лунная городского округа Домодедово Московской области принята на баланс городского округа Домодедово постановлением Главы городского округа Домодедово от 21.02.2012 N 445 "О принятии в муниципальную собственность дорог, мостов и плотин, расположенных на территории района" как муниципальная дорога общего пользования, внесена в реестр муниципальной собственности городского округа Домодедово Московской области и закреплена за балансодержателем - Комитетом по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" данная дорога после выполнения ремонта может относится ко 2 категории - 4полосы, ширина полосы движения - 3, 75 м., скорость движения 60 км/ч, интенсивность движения - не более 1000 автомобилей в сутки.
Указанная дорога с тротуарами и велосипедными дорожками утверждена постановлением Администрации городского округа Домодедово от 3.12.2007 N 4097 в составе проекта планировки микрорайона "Дружба-2", разработанного ГУП "Мосгипрониисельстрой" на основании положительного решения Комиссии по планировке и застройке городов послеков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Главного управления архитектуры и градостроительства (протокол от 7.12.2004 N 48), положительного заключения архитектурно - градостроительной экспертизы, утвержденного распоряжением начальника Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области от 27.12.2004 N 58, а также заключения главного государственного санитарного врача государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации от 12.09.2002.
По итогам проведенных торгов в виде электронных аукционов, между Администрацией и подрядчиком - победителем торгов, заключено шесть контрактов.
9.08.2011 были проведены публичные слушания по данному проекту. Согласно содержанию протокола публичных слушаний N 76 от 9.08.2011 жители микрорайона Западный обратились с письменным заявлением о согласии на проезд строительной техники через ул. 25 лет Октября и ул. Лунная к строительной площадке при условии расширения ул. Лунная до 6 метров дорожными плитами с последующим восстановлением асфальто - бетонного покрытия от ул. Тенистая до Племсовхозовского проезда со стороны ИЖС, обеспечения съездов на прилегающие улицы и поддержания чистоты дорожного покрытия. С учетом результатов публичных слушаний проект был утвержден.
Постановлением Администрации городского округа Домодедово от 18.10.2013 г. N 4237 утверждена муниципальная программа городского округа Домодедово "Развитие и акционирование дорожно-транспортного комплекса городского округа Домодедово на 2014-2016 годы".
Приложением N 1 к данной программе в рамках подпрограммы "Обеспечение содержания и ремонта, автомобильных дорог, тротуаров, мостов муниципального значения на 2014 - 2016 годы", предусмотрено выполнение в 2014 г. мероприятий ремонт дороги с тротуарами и велосипедными дорожками по ул. Лунной от ул. Коломийца до ул. 25 лет Октября, в мкр. Западный.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что действия Администрации по осуществлению ремонта дороги по ул. Лунная не нарушают права и свободы П.Е. ***, не создают препятствия к осуществлению его прав и свобод, не возлагают на административного истца незаконно какие-либо обязанности, то есть не затрагивают право собственника на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, не влияют на право возмещения государством вреда, если таковой будет установлен, и не нарушают права на благоприятную окружающую среду, поскольку дорога по ул. Лунная на момент проектирования дома, квартиру в котором позже приобретает заявитель, уже существовала. Оспариваемые действия Администрации осуществлены с соблюдением действующих градостроительных норм и правил.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ от 26.10.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 12 ст. 3 указанного Закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 13 Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчетов размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ст. 17 указанного Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно ст. 18 Закона, ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьей 12 Федерального закона предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другими нормативными документами возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Надлежащее состояние дорог определяется требованиями к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установленными ГОСТ Р 50597-93.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят Постановлением Госстандарта РФ N 221 от 11.10.1993) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно ч. 3 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Положениями ч. 1 ст. 37 данного Закона регламентировано, что местная Администрация исполнительно - распорядительный орган муниципального образования) наделена уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 5 Устава городского округа Домодедово Московской области, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, всем требованиям приведенных выше законоположений действия Администрации при ремонте участка дороги от ул. Коломийца до ул. 25 лет Октября г. Домодедово Московской области соответствовали.
Действительно, является обоснованным вывод о том, что Администрация при проведении ремонта действовала в рамках предусмотренных действующим законодательством полномочий. Разрешая вопросы, отведенные к ее компетенции, не нарушила права и охраняемые законом интересы лиц административного истца, не создала угрозу его жизни и здоровью, поскольку оспариваемые действия осуществлялись с соблюдением действующих норм и правил. На момент проведения оспариваемых работ дорога по ул. Линейная уже наличествовала как оконченный строительный объект, поэтому довод жалобы о необходимости получения Администрацией разрешительной документации для строительства новой дороги не является обоснованным.
Учитывая необходимость применения правовых позиций Европейского Суда по правам человека при обосновании решений связанных с ограничением прав и свобод человека (абз. 5 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и протоколов к ней"), необходимо указать, что возможное ухудшение экологического фона в результате улучшения качества дороги после ремонта и, соответственно, проезда по ней большего количества автомобильного транспорта, которое, со слов П.Е. ***, может иметь место, и выразится в нарушении права административного истца на благоприятную окружающую среду, в любом случае является законным, поскольку ремонт участка дороги был произведен в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Необходимость ремонта участка автодороги от ул. Коломийца до ул. 25 лет Октября г. Домодедово Московской области и обустройство тротуарами и велосипедной дорожкой продиктована острой социальной необходимостью улучшения здорового образа жизни и благополучия населения жителей города Домодедово, и обусловлена началом строительства в южной части г. Домодедово второго городского лесопарка.
Учитывая изложенное баланс между законными интересами заявителя и общественным интересом выразившимся в удовлетворении вышеупомянутых потребностей жителей г. Домодедово не будет нарушен.
Более того, расстояние от ул. 25 лет Октября до дома N 25 по ул. Лунная г. Домодедово, где имеет на праве собственности квартиру П.Е. ***, составляет 680 метров, что в отсутствие объективных данных об ухудшении экологического фона, не может свидетельствовать о нарушении его прав.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П.Е. *** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.