Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарева,
судей В.В. Лукьянченко, Г.А. Нестеренко,
при секретаре А.В. Трошиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Лукьянченко дело по апелляционной жалобе представителя *** ***а по доверенности М.В. Кушпеля на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года, по делу по заявлению *** ***а об оспаривании решения УФМС России по городу Москве от 25 декабря 2014 года об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
*** *** обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свое обращение незаконностью отказа в продлении временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку, по его мнению, имелись основания для продления ему временного убежища из гуманных побуждений - ввиду боевых действий в его стране гражданской принадлежности.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года постановлено: в удовлетворении заявленных требований *** ***а об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы России по г. Москве об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации, об обязании отменить решение от 25 декабря 2014 г. и возложении обязанности по продлению срока предоставления временного убежища, отказать.
В апелляционной жалобе представителя *** *** по доверенности М.В. Кушпеля ставится вопрос об отмене решения.
В заседание судебной коллегии *** ***, а также его представитель не явились.
Представитель УФМС России по г. Москве по доверенности Е.Ю. Ивашкова просила решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Е.Ю. Ивашкову, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Гражданин Сирии *** ***, *** г.р., уроженец г. Алеппо (Сирия), по национальности - курд. Вероисповедание -ислам (суннизм). Родной язык - курдский. Арабским языком владеет свободно. Русским языком владеет на бытовом уровне. Образование, со слов, среднее, в 2008 году окончил 12 классов школы в г. Алеппо. В настоящее время, со слов, обучается на 2-м курсе МГМСУ им. А.И. Евдокимова. В армии не служил. Не женат, детей не имеет.
Со слов заявителя, члены его семьи, граждане Сирии: отец - *** г.р., мать - ***, в настоящее время находятся на территории Турции, в г. Антап; сестра - ***, в настоящее время проживает в Турции, в г. Стамбул. Брат - ** в настоящее время находится в Германии в г. Саарбрюккен, со слов заявителя, имеет разрешение на временное проживание.
Прежнее постоянное место жительства заявителя в стране исхода: г. Алеппо.
08.02.2012 *** *** покинул территорию Сирии (г. Алеппо) и на самолете легально, по российской въездной визе (однократная, учебная 22 3474946, выдана 30.01.2012 Консульством РФ в г. Алеппо, сроком действия до 23.04.2012, принимающая сторона ОАНО Медицинский Центр) прибыл в Российскую Федерацию в г. Москву.
В настоящее время на территории Российской Федерации *** ***, проживает в г. Москве, по адресу: ул. Вучетича, д. 10. ком. 316 (общежитие МГМСУ). Для подтверждения факта проживания заявителя был направлен запрос в ОУФМС России по г. Москве в САО (вх. мс-9/12-11979 от 12.12.2014). На момент принятия решения ответ с подтверждением местопребывания заявителя по указанному адресу из САО не поступил.
При обращении в УФМС России по г. Москве для продления срока предоставления временного убежища на территории Российской Федерации заявитель представил отрывную часть уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания с 27.12.2013 по 12.12.2014 по адресу: ул. Делегатская, д. 20, стр. 1, принимающая сторона ГБОУ ВПО МГМСУ в лице Вольской Елены Алексеевны. Постановка на миграционный учет заявителя подтверждена данными ППО "Территория".
30.09.2013 *** *** обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Постановлением судьи Тверского районного суда г. Москвы от 24.09.2013, *** *** признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 18.8 ч. 3 КОАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5000 (пяти) тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда. 12.11.2013 постановление судьи вступило в законную силу.
Решением УФМС России по г. Москве от 12.12.2013, учитывая разъяснения ФМС России от 23.01.2013 МС-2/6-712 "О ситуации в Сирии и о работе с выходцами из Сирии", *** *** было предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, сроком -до 12.12.2014.
10.12.2014 *** *** обратился в УФМС России по г. Москве с заявлением о продления срока предоставления временного убежища на территории РФ.
25.12.2014 УФМС России по г. Москве *** *** было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
При вынесении решения УФМС России по г. Москве исходило из того, что заявитель не привел убедительных доводов, свидетельствующих о реальной угрозе стать жертвой преследования со стороны властей или каких-либо групп населения по признаку вероисповедания, расы, принадлежности к определенной социальной группе. На территории Сирии заявитель преследованию властей не подвергался. Несмотря на тяжелую общественно-политическую ситуацию в Сирии нет оснований полагать, что жизнь *** *** окажется в большей опасности, чем жизнь других граждан, проживающих в стране. Кроме того, на территории Сирии проживают родители, братья и сестры заявителя. Сведений о том, что данные лица подвергаются каким-либо преследованиям, заявителем не сообщено.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался правомерностью вынесения решения УФМС России по г. Москве об отказе в продлении временного убежища на территории Российской Федерации. Как указал суд, оно вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий УФМС России, в связи с отсутствием причин гуманного характера требующих продления временного убежища на территории Российской Федерации, а также в связи с отсутствием оснований полагать, что в случае возвращения на родину *** *** может быть подвергнут негуманному обращению.
Данные выводы суда мотивированы, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" от 19.02.1993 N 4528-1 временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
В силу п.п. 1 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено лицам, которые не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены за пределы России.
Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).
Согласно п. 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Согласно п. 12 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации (утв. Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2001 года N 274 (ред. от 23.04.2012) "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" временное убежище предоставляется на срок до 1 года. Срок предоставления временного убежища продлевается на каждый последующий год решением территориального органа Федеральной миграционной службы, на учете в котором состоит лицо, на основании письменного заявления лица о продлении срока предоставления временного убежища, в котором оно указывает обстоятельства, требующие продления срока предоставления временного убежища. Заявление подается не позднее чем за 1 месяц до истечения срока предоставления временного убежища. При наличии у лица уважительных причин пропуска срока подачи заявления, этот срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц.
В апелляционной жалобе административный истец ссылается на наличие оснований для продления ему временного убежища.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований административного истца, обоснованно указал, что им не представлено доказательств того, что в настоящее время имеется реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности, куда *** *** должен быть выдворен, а также реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Обоснованным является и вывод суда о том, что желание легализовать свое положение не является гуманным основанием для продления ему срока для предоставленного убежища, поскольку обстоятельства, ранее послужившие основанием для предоставления ему временного убежища на момент принятия оспариваемого решения были устранены.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение УФМС России по г. Москве соответствуют Федеральному закону от 19 февраля 1993 года N4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протоколу, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), содержит мотивы принятого решения, рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 26 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.