30 ноября 2015 года Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Шаповалова Д.В., судей Нестеренко Г.А., Лукьянченко В.В.,
при секретаре Минаковой И.Ю.,
с участием прокурора Артамоновой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Нестеренко Г.А. гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика *******а Ю.В., представлению помощника межрайонного прокурора Преображенской прокуратуры г. Москвы С.И. ******* на решение Преображенского районного суда г. Москвы от 25 августа 2015 года, которым
заявление начальника отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Сокольники города Москвы подполковника полиции ******* С.В. об установлении административного надзора и ограничений в отношении **************, - удовлетворено.
Установлено *******у ******* года рождения, постоянно зарегистрированному и проживающему по адресу: город **************административный надзор на срок до 19 декабря 2024 года, указанный срок подлежит исчислению со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства с 25 декабря 2014 года.
Возложена обязанность на *******а Ю.В. в течение срока административного надзора: являться для регистрации два раза в месяц в отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Сокольники города Москвы по адресу: город *******, ул. *******. не менять места жительства без уведомления отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Сокольники города Москвы.
Запрещено ************** Ю.В. в течение срока административного надзора: пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут,
установила:
начальник отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Сокольники города Москвы (далее - отдел) ******* С.В. обратился в суд с заявлением, в котором просит:
-установить административный надзор в отношении *******а Ю.В. сроком до погашения судимости, т.е. до 19 декабря 2024 года;
-запретить *******у Ю.В. в течение всего срока административного надзора менять место жительства без уведомления отдела;
-возложить обязанность на *******а Ю.В. являться для регистрации два раза в месяц в отдел;
-запретить *******у Ю.В. пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель отдела заявление об установлении административного надзора в отношении *******а Ю.В. поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям в нем изложенным. Указал, что в связи с условно-досрочным освобождением *******а Ю.В. от отбытия наказания, администрацией ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области не представилось возможным направить в суд материалы об установлении административного надзора.
******* Ю.В. в судебном заседании суда первой инстанции ссылался на то, что его мать страдает сахарным диабетом и гипертонией I степени, в связи с этим у него часто возникает необходимость посещения аптек в ночное время для приобретения необходимых лекарственных средств. Кроме того, он встречает сестру с работы, в случае её возвращения домой в ночное время. ******* Ю.В. считает, что единственным возможным для него местом работы является работа таксистом, которая предполагает работу в ночное время суток. На основании этого, просит суд не устанавливать ему ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, регистрацию оставить 4 раза в месяц, не ограничивать в ночное время работу.
Прокурор в заключении просит установить административный надзор сроком на три года со дня постановки его на учет в органе внутренних дел, а также в качестве ограничений считает возможным возложить на *******а Ю.В. обязанность являться два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства для регистрации, запретить *******у Ю.В. в течение всего срока административного надзора менять место жительства без уведомления отдела, пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут.
Судом вынесено указанное решение, об отмене которого просит заявитель в апелляционной жалобе и прокурор в апелляционном представлении, ссылаясь на то, что
срок административного надзора по закону не должен превышать трех лет; по доводам апелляционной жалобы *******а Ю.В. - неправильно применен закон, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно оценена личность *******а Ю.В., ******* не сможет устроиться на работу, не учтены объяснения заявителя, протокол судебного заседание не содержит всей информации о прошедшем судебном заседании.
В судебном заседании суда второй инстанции административный ответчик поддержал доводы жалобы.
Представитель административного истца - Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Сокольники г. Москвы - не явился, извещен надлежащим образом.
Прокурор поддержал доводы представления.
Судебная коллегия на основании ч. 7 ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие других лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда второй инстанции, извещённых о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.
Проверив материалы дела, выслушав административного истца, прокурора, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит основания для изменения решения суда первой инстанции.
Судом установлено, что приговором от 13 мая 2005 года Преображенского районного суда города Москвы ******* Ю.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, ему назначено наказание в виде 11 лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Постановлением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 01 февраля 2013 года приговор Преображенского районного суда г. Москвы от 13 мая 2005 года изменен. Действия *******а Ю.В. переквалифицированы по ч. 4 ст. 111 УК РФ ( в редакции Федерального закона N 26-ФЗ от 07.03.2011 г.), ему назначено наказание в виде 10 лет 11 месяцев лишения свободы.
Постановлением ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области от 03 октября 2006 года ******* Ю.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, с 09 ноября 2006 года переведен в строгие условия содержания.
Согласно справке об освобождении ФКУ ЛИУ-12 УФСИН России по Кировской области N *******, 19 декабря 2014 года ******* Ю.В. освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно на 02 месяца 11 дней по постановлению Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 08 декабря 2014 года.
25 декабря 2014 года ******* Ю.В. поставлен на профилактический учет в отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по району Сокольники города Москвы как лицо, освобожденное из мест лишения свободы и формально подпадающее под действие административного надзора.
Положениями ст. 15 УК РФ закреплено, что особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
Из вышеизложенного следует, что ******* Ю.В. был осужден за совершение преступления, которое законодателем отнесено к категории особо тяжких.
Учитывая данные о личности *******а Ю.В., который был осужден за совершение особо тяжкого преступления, посягающего на жизнь и здоровье личности, имеет непогашенную судимость, в период отбытия наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, не трудоустроен, судья посчитал заявление начальника отдела ******* С.В. об установлении административного надзора в отношении *******а Ю.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению и полагает необходимым установить *******у Ю.В. административный надзор.
Данный вывод основан на законе и подтверждается материалами дела, в тоже время решение судьи районного суда подлежит изменению.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности_.
В силу ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд: 1) исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; 2) органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
2. Административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел.
3. Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
4. Прокурор в порядке, установленном частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.
5. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица.
В силу ст. 273 КАС РФ решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса.
2. Содержание решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.
3. В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения:
1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора - срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
2) по административному делу о дополнении административных ограничений - конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;
3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений - конкретные административные ограничения, отмененные судом.
4. По административным делам об административном надзоре мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.
5. Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.
Исходя из положений п. 1 ч. 1 ст. 3 и п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, в случае, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При этом как следует из ст. 5 ФЗ от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;
3) лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно ст. 6 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел, продлевается судом на основании заявления органа внутренних дел, досрочно прекращается судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, прекращается по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Таким образом, ******* Ю.В. подлежит административному надзору на основании ст. 5 п. 1 ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" на срок от одного года до трех лет.
Судья указанной норы не учел, назначил административный надзор до 19 декабря 2024 года - на время погашения судимости, что не предусмотрено законом по данному делу.
В связи с этим представление прокурора следует признать обоснованным и решение суда подлежит изменению с указанием, что административный надзор за ***************************года рождения, устанавливается на три года со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Доводы жалобы о том, что неправильно применен закон, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно оценена личность *******а Ю.В., ******* не сможет устроиться на работу, не учтены объяснения заявителя, протокол судебного заседание не содержит всей информации о прошедшем судебном заседании, нельзя признать обоснованными.
На основании замечаний на протокол судебного заседания судом устранена техническая ошибка относительно даты составления протокола и судом удостоверена эта ошибка и внесены исправления на 25.08.2015 г.
Других замечаний на протокол судебного заседания не были поданы, поэтому считать, что в протоколе не отражена вся информация, не имеется.
При вынесении решения судом учтены обстоятельства дела, данные о личности *******а Ю.В., в связи с чем на него возложена обязанность отмечаться в ОВД по месту жительства два раза в месяц. Представленным доказательствам судом дана надлежащая оценка.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, поэтому оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
представление Преображенской прокуратуры ВАО г. Москвы удовлетворить.
Решение Преображенского районного суда г. Москвы от 25 августа 2015 года изменить в части назначения срока административного надзора.
Установить ************** *******г. рождения, постоянно зарегистрированному и проживающему по адресу: г. Москва, ул. *******, административный надзор на срок три года, указанный срок исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства с 25 декабря 2014 г.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.