Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Пономарёва А.Н.,
судей Нестеренко Г.А., Ставича В.В.,
при секретаре Трошиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ставича В.В. апелляционную жалобу представителя административного истца _.. Н.И по доверенности _..Р.Р. на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 21 августа 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления _..Н.И. о признании незаконным решения Министерства строительного комплекса Московской области об отказе во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов,
установила:
_. Н.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Министерства строительного комплекса Московской области об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об обязании устранить нарушение прав.
В обоснование требований указала, что _ 2008 года заключила с ООО "_.." договор об инвестировании строительства двух квартир, расположенных по адресу: _.
До момента обращения в суд застройщик обязательства по передаче квартир не исполнил, ООО "_." ликвидировано, многоквартирный жилой дом строительством не завершен.
Заявитель обращалась в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлением о включении их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решением Министерства строительного комплекса Московской области, оформленными протоколами от 13 марта 2014 г. N_.заявителю отказано во включении в вышеуказанный реестр со ссылкой на несоответствие критериям, изложенным в Приложении N1 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N403.
Судом постановлено приведенное решение, об отмене которого просит представитель административного истца _.. Р.Р., ссылаясь на его незаконность.
Лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем на основании ст. 150, 152 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления, предусмотренные пп. 3, 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, имеются.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также установление гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Реализуя предусмотренный частью 4 статьи 23 этого Федерального закона полномочия по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило своим приказом от 20 сентября 2013 г. N 403 Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (приложение N1) и Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N2).
Указанные Правила ведения реестра определяют, в том числе, содержание реестра, порядок включения заявителей в Реестр, основания для отказа во включении заявителя в Реестр, порядок предоставления сведений из Реестра. Так, Реестр формируется и ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (пункт 3 Правил); включение в Реестр осуществляется на основании заявления по установленной форме с приобщением необходимых надлежаще оформленных документов из установленного перечня (пункты 9 и 10 Правил); основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются несоответствие его установленным критериям, непредставление всех необходимых документов, введение в эксплуатацию многоквартирного жилого дома и выполнение застройщиком своей обязанности перед заявителем, привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N214-ФЗ, а также привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (пункт 14 Правил).
Одним из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших является ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (подпункт 9 пункта 2 Правил).
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 21 августа 2005 г. между _. Н.В. и ООО "_." заключен договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома, расположенного по адресу: _... Факт наличия оплаты по указанным договорам подтверждается вступившими в законную силу решением Люберецкого городского суда Московской области _. г.
Договором уступки права требования от _ 2011 г. _. Н.В. уступила инвестору _. Н.И. право на получение в собственность квартир _. в доме по строительному адресу: _... Оплата по договору _. Н.И. была произведена, что подтверждается актом сверки расчетов.
Застройщиком ООО "_." в органе местного самоуправления была получена документация, регламентирующая строительство. До даты обращения в суд застройщик свои обязательства по передаче квартир вышеуказанным гражданам не исполнил. Более того, ООО "_.." ликвидировано в связи с завершением процедуры банкротства на основании определения Арбитражного суда Московской области от 9 октября 2013 г., запись о ликвидации этого юридического лица внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 3 декабря 2013 г.
Заявитель обратилась в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлениями о включении их в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решением Министерства строительного комплекса Московской области, оформленного протоколом N_..от 13 марта 2015 г. _.. Н.И. было отказано во включении в вышеуказанный реестр со ссылкой на несоответствие критериям, изложенным в Приложении N1 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. N 403.
В качестве причины отказа указано на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавшей, утвержденных Приказом Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N_.
Разрешая заявленные требования и признавая законным отказ Министерства регионального развития Московской области во включении заявителя в Реестр пострадавших дольщиков, суд первой инстанции исходил из того, что _.Н.И. не соответствует требованиям подпункта 9 пункта 2 Критериев
Судебная коллегия с таким выводом согласиться не может, поскольку вопреки утверждениям Министерства строительного комплекса Московской области, эта норма не предусматривает в качестве условия обязательное участие заявителя в процедуре банкротства застройщика и полагает не основанным на законе довод Министерства строительного комплекса Московской области о том, что надлежащим подтверждением требований _.. Н.И. к застройщику является включение ее в реестр кредиторов в рамках процедуры банкротства.
То обстоятельство, что заявитель была включена в реестр пострадавших дольщиков, который ранее формировался органом местного самоуправления, само по себе не может служить основанием для не включения ее в Реестр, который ведется в Министерстве строительного комплекса Московской области.
В действующем законодательстве не разрешаются вопросы в отношении прежних реестров органов местного самоуправления и сведений из них.
Каких-либо установленных пунктом 14 Правил оснований для отказа во включении _..Н.И. в Реестр Министерства строительного комплекса Московской области по данному делу не установлено.
Напротив, из материалов дела усматривается, что _. Н.И. соответствует критериям, предусмотренным пп. 9 п. 2 Приказа Минрегиона России от 20 сентября 2013 года N403.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав заявленные требования обоснованными, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 21 августа 2015 г. отменить и вынести по делу новое решение:
Признать незаконным решение Министерства строительного комплекса Московской области от 13 марта 2015 года, оформленное протоколом N_. об отказе во включении _..Н.И. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Министерство строительного комплекса Московской области устранить допущенные нарушения, путем принятия решения по заявлению _.. Н.И. о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии Приказом Министерства регионального развития РФ от _. года N403.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.