Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу защитника Федерального космического агентства *** В.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 22 мая 2015 года и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 22 мая 2015 года Федеральное космическое агентство (далее - РОСКОСМОС) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Решением судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника *** А.А. без удовлетворения.
В настоящей жалобе защитник РОСКОСМОС *** В.С. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, ссылаясь на то, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом, что в том числе подтверждается приказом Росфиннадзора от 06.08.2007 года N 91 "О должностных лицах центрального аппарата Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при осуществлении функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере"; истребуемые Росфиннадзором документы были предоставлены РОСКОСМОС на следующий день после истечения установленного срока их предоставления, по устной договоренности с представителем данной организации *** Н.М.; малозначительность административного правонарушения.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу, что постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 22 мая 2015 года и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года являются законными и обоснованными.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.8, 19.19 указанного Кодекса.
В соответствии со ст. 157 Бюджетного кодекса РФ к органам государственного (муниципального) финансового контроля относятся: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций).
На основании ст. 164 БК РФ Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является участником бюджетного процесса на федеральном уровне.
В соответствии со ст. 265 Бюджетного кодекса РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее - Росфиннадзор), являясь органом внутреннего государственного финансового контроля, осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в отношении закупок для федеральных нужд, в том числе для установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, в соответствии настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии нормативными правовыми актами.
Частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе в отношении обоснования начальной (максимальной) цены, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Порядок осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 (далее - Правила).
В силу п. 10 указанных Правил Должностные лица, указанные в пункте 9 настоящих Правил, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме информацию, документы и материалы, объяснения в письменной и устной формах, необходимые для проведения контрольных мероприятий.
Срок представления информации, документов и материалов устанавливается в запросе и исчисляется с даты получения запроса. При этом такой срок составляет не менее 3 рабочих дней ( п. 13 Правил).
На основании изложенного, Росфиннадзор, являясь федеральным органом исполнительной власти, наделён функциями по внутреннему контролю главных распорядителей средств федерального бюджета, вправе проводить камеральную проверку соблюдения Федеральным космическим агентством положений Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных служб" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации при планировании закупок товаров, работ, услуг на 2015 год.
Как следует из материалов дела, 05 марта 2015 г. Федеральным космическим агентством несвоевременно представлены в Федеральную службу финансово - бюджетного надзора запрашиваемые ею на основании запроса N АЧ-12-23/844 от 24 февраля 2015 года сведения (информацию), срок предоставления которых составляет четыре рабочих дня с момента получения запроса, необходимых для проверки соблюдения РОСКОСМОС положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации при планировании закупок для государственных нужд на 2015 год. Указанный запрос получен РОСКОСМОС 26 февраля 2015 года, исходя из чего, срок представления документов истекал 04 марта 2015 года.
Действия РОСКОСМОС квалифицированы по ст. 19.7 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность РОСКОСМОС подтверждены совокупностью доказательств: протоколом N13 об административном правонарушении от 30 марта 2015 года, составленным главным специалистом-экспертом отдела административных расследований Управления финансового контроля государственных закупок Федеральной службы финансово-бюджетного надзора *** О.И.; реестром N120 отправления корреспонденции через ГФС России от 4 марта 2015 года, с отметкой о получении указанной корреспонденции Росфиннадзором 5 марта 2015 года в 11 час. 45 мин.; запросом Росфиннадзор от 24.02.2015г. NАЧ-12-23/844, полученным Роскосмос 26.02.2015г., вх.NИК-3207; копией приказа Росфиннадзора о назначении плановой камеральной проверки в Федеральном космическом агентстве; выпиской из ЕГРЮР; показаниями свидетеля *** О.И., допрошенной в судебном заседании при рассмотрении дела мировым судьей.
Вывод судебных инстанций о наличии в действиях РОСКОСМОС состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые были исследованы и оценены мировым судьей и судьей районного суда при рассмотрении дела и жалобы по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о составлении протокола об административном правонарушении неуполномоченным на то должностным лицом Росфиннадзора, проверялся мировым судьей и судьей районного суда, и обоснованно признан несостоятельным по мотивам, изложенным в судебных актах, не согласиться с которыми оснований не имеется.
Круг должностных лиц, правомочных составлять протоколы об административных правонарушениях, определен статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 указанной нормы протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Кроме того, пунктами 11 и 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в них, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и органов валютного контроля.
Непосредственно в КоАП РФ не определено, какие именно должностные лица органов обладают названным выше полномочием.
Установление перечня таких должностных лиц делегировано частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ соответствующему уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральным законодательством.
Из пункта 1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. N 278, следует, что данная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. N 649, от 17 января 2011 г. N 5).
Реализуя предоставленные частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ полномочия, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, как орган осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции органа валютного контроля, издала Приказ от 17 ноября 2004 г. N 102 о должностных лицах федеральной службы финансово - бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Приказ N 102).
Наличие приказа N91 от 06 августа 2007 года "О должностных лицах центрального аппарата Росфиннадзора, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ, при осуществлении функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере", как правильно определено судебными инстанциями, не отменяет действие приказа N102 от 17 ноября 2004 года, поскольку он издан в целях реализации в том числе и положений Приказа N 102 "О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, а именно абзаца 7 п. 1, наделяющего правом составления протоколов об административных правонарушениях иных должностных лиц Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченные осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.
Таким образом, Приказ N 91 от 06 августа 2007 года лишь уточняет перечень конкретных уполномоченных должностных лиц, перечисленных в абзаце 7 п. 1 Приказа N 102.
При этом приказом Росфиннадзора от 13 сентября 2011 г. N 410, то есть после издания Приказа N 91, в абзац седьмой пункта 1 Приказа N 102 внесены изменения, пункт 1 дополнен абзацами восьмым и девятым. Названный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 ноября 2011 г., N 22239, и опубликован в "Российской газете" 16 ноября 2011 г. N 257.
Указанными абзацами расширен список лиц, обладающих правом на составление протоколов об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, к которым отнесены в том числе главные специалисты-эксперты отделов территориальных органов Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.
При таких обстоятельствах, составленный главным специалистом-экспертом отдела административных расследований Управления финансового контроля государственных закупок Федеральной службы финансово-бюджетного надзора *** О.И. протокол N13 об административном правонарушении от 30 марта 2015 года отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и обосновано признан судебными инстанциями в качестве допустимого доказательства по делу.
Утверждение заявителя о том, что истребуемые Росфиннадзором документы были предоставлены РОСКОСМОС на следующий день после истечения срока, установленного должностным лицом, по устной договоренности с представителем данной организации *** Н.М., не может быть принят во внимание, как не нашедший своего объективного подтверждения.
Довод жалобы о малозначительности совершённого РОСКОСМОС правонарушения является несостоятельным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ является формальным и в данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо неблагоприятных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством.
Тот факт, что документы были переданы в Росфиннадзор спустя один день после установленного в запросе срока, не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, так как в установленный срок данные документы представлены не были, при этом ходатайства о продлении срока представления документов Обществом не заявлялось, о причинах несоблюдения указанного в запросе Рофиннадзора срока не указывалось. На основании изложенного, оснований для признания совершённого РОСКОСМОС деяния малозначительным не имеется.
При назначении наказания мировой судья учёл характер совершённого административного правонарушения. Административное наказание в виде штрафа назначено РОСКОСМОС в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 19.7 КоАП РФ.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 410 Мещанского района г. Москвы от 22 мая 2015 года и решение судьи Мещанского районного суда г. Москвы от 30 июня 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Федерального космического агентства оставить без изменения, жалобу защитника *** В.С. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.