Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу президента некоммерческой организации Фонда поддержки социальных проектов "Миграция ХХI век" (далее - Фонд "Миграция ХХI век", Фонд) Поставнина В.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово города Москвы от 28 апреля 2015 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово города Москвы от 28 апреля 2015 года юридическое лицо-Фонд "Миграция ХХI век" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 14 июля 2015 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба президента Фонда "Миграция ХХI век" Поставнина В.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе президент Фонда "Миграция ХХI век" Поставнин В.А. просит об изменении судебных актов в части назначенного наказания, снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства участия Фонда в политической деятельности; назначенное наказание является чрезмерно суровым и необоснованным, влечет избыточное ограничение имущественных прав Фонда, поскольку его деятельность не связана с извлечением прибыли, а направлена исключительно на общественно-полезные цели - просвещение и правовую помощь мигрантам, неумышленные действиям Фонда не причинили существенный вред охраняемым законом правоотношениям.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ осуществление деятельности некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.34 КоАП Российской Федерации, образует бездействие, состоящее в невыполнении обязанности по подаче заявления о регистрации в качестве некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.
В силу п.7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 настоящего Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Как установлено мировым судьей, 25 февраля 2015 года в 18 часов 00 минут по адресу: город Москва, улица Никитинская, дом 8, корпус 1, по результатам проверки, проведенной должностным лицом ГУ МЮ РФ по Москве установлено, что юридическое лицо- Фонд поддержки социальных проектов "Миграция ХХI век" является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, а именно: получает денежные средства от иностранных организаций и участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, но при этом до настоящего времени с заявлением о внесении сведений о нем в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, не обратилось, то есть совершило правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.34 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24 марта 2015 года; распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки от 22 января 2015 года; актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 25 февраля 2015 года; сведениями об источниках формирования денежных средств Фонда; копией платежного поручения; копией соглашения N*** с приложениями и дополнительным соглашением к нему; сведениями из публикаций политического содержания, размещенных в журнале "Миграция XXI век"; копиями договоров (контракта) от 24 января 2012 года и от 14 августа 2014 года; сведениями о мероприятиях, проведенных в рамках контракта Всемирного банка и Фонда; информационным бюллетенем Сети МИРПАЛ; сведениями политического характера, размещенными на интернет сайтах ***; отчетом о проведении круглого стола на тему "Роль органов местной власти в гармонизации межнациональных отношений и регулировании миграции"; копией соглашения о благотворительном пожертвовании для реализации проекта "Роль муниципалитетов и гражданского общества в регулировании межэтнических отношений"; отчетом о проведении круглого стола на тему "Регулирование межнациональных отношений на муниципальном уровне"; копией устава Фонда; устными показаниями специалиста-эксперта Кузьминой М.В., полученными судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление суда.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности Фонда "Миграция ХХI век" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
При получении доказательств, положенных в основу постановления мирового судьи о назначении административного наказания, каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на их оценку, допущено не было.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства участия Фонда в политической деятельности, проверялись судебными инстанциями при рассмотрении дела и жалобы на постановление, были обосновано отклонены по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах. Не согласиться с таким выводом оснований не имеется.
Кроме того, судебными инстанциями установлено, что в проверяемом периоде Фонд, который финансировался в том числе за счет государственных органов иностранных государств и международных организаций (общая сумма поступлений Фонда от иностранных источников в проверяемом периоде составила 5 401 тыс. руб.) систематически осуществлял политическую деятельность путем организации и проведения политических акций в форме публичных обращений к органам государственной власти, подготовки и распространения информации, содержащей оценки принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики в сфере миграции, направленные на воздействие на принятие государственными органами решений и проводимую ими государственную политику в сфере миграции, а также нацеленные на публичный резонанс и привлечение внимания со стороны государственного аппарата и (или) гражданского общества.
Таким образом, из совокупности представленных материалов, подтверждается то обстоятельство, что Фонд "Миграция ХХI век" является некоммерческой организацией, которая получает денежные средства от международных и иностранных организаций, и которая участвует в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, то есть является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.
Указанная деятельность образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что назначенное наказание является чрезмерно суровым и необоснованным, влечет избыточное ограничение имущественных прав Фонда, поскольку его деятельность не связана с извлечением прибыли, а направлена исключительно на общественно-полезные цели - просвещение и правовую помощь мигрантам, неумышленные действиям Фонда не причинили существенный вред охраняемым законом правоотношениям, не влекут удовлетворение жалобы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, впредь до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.3, частью 1 статьи 9.1, частью 1 статьи 14.43, частью 2 статьи 15.19, частями 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьей 19.7.3 КоАП РФ, а равно за совершение других административных правонарушений, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П указано на признание положений части 1 статьи 7.3, части 1 статьи 9.1, части 1 статьи 14.43, части 2 статьи 15.19, частей 2 и 5 статьи 15.23.1 и статьи 19.7.3 КоАП РФ, устанавливающих минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершённого административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Вводя для юридических лиц административные штрафы, минимальные размеры которых составляют значительную сумму, федеральный законодатель, следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания, соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, обязан заботиться о том, чтобы их применение не влекло за собой избыточного использования административного принуждения, было сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и одновременно позволяло бы надлежащим образом учитывать реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, являются характер и последствия совершённого административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
В данном случае из материалов дела не усматривается очевидность избыточного ограничения прав заявителя, обстоятельства, имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности, судебными инстанциями не установлены.
При назначении Фонда "Миграция ХХI век" наказания мировой судья обоснованно учёл фактические обстоятельства дела, данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.
Назначенное юридическому лицу административное наказание в виде минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
В связи с изложенным назначенный мировым судьей административный штраф следует признать справедливым и соразмерным административному наказанию.
Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного Фонду "Миграция ХХI век" наказания, и повлечь назначение ему наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, не имеется.
Рассматривая жалобу на постановление мирового судьи, судья районного суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, не связанный доводами жалобы, на основании имеющихся в деле материалов в полном объеме проверил законность и обоснованность вынесенного постановления, и пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований отмены постановления мирового судьи.
Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово города Москвы от 28 апреля 2015 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 14 июля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.34 КоАП РФ, в отношении некоммерческой организации Фонда поддержки социальных проектов "Миграция ХХI век" оставить без изменения, жалобу президента Фонда "Миграция ХХI век" Поставнина В.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.