Судья апелляционной инстанции: Москаленко М.С.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Московского городского суда
по делу N 44г-140
"06" ноября 2015 года г. Москва
Президиум Московского городского суда в составе:
Председателя Президиума: Агафоновой Г.А.
и членов Президиума: Фомина Д.А., Панарина М.М., Мариненко А.И., Пильгуна А.С., Васильевой Н.А., Базьковой Е.М., Курциньш С.Э.
при секретаре Тубольцевой И.А.
рассмотрев в заседании по докладу судьи Клюевой А.И. истребованное по кассационной жалобе представителя Министерства финансов РФ - Гришиной Е.С. по доверенности гражданское дело по иску Борзова А.Ф. к Министерству Финансов РФ, ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" о возмещении убытков,
установил:
Борзов А.Ф. обратился к мировому судье с иском к Министерству финансов РФ о взыскании с казны Российской Федерации убытков в связи с незаконным привлечением его к административной ответственности, ссылаясь на то, что Постановлением инспектора роты 2 СБ ДПС ГИБДД ЮАО города Москвы от 23 июня 2014 года он был признан виновным в совершении административного правонарушения. Решением Симоновского районного суда города Москвы от 03 сентября 2014 года указанное постановление признано незаконным, производство по делу прекращено. В связи с привлечением Борзова А.В. к административной ответственности он оплатил услуги по эвакуации и хранению автомобиля на специализированную стоянку в сумме *** руб. Истец просил взыскать с Министерства финансов РФ убытки в указанном размере, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Определением мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 07 апреля 2015 года в качестве соответчика по делу привлечено ГКУ города Москвы "Администратор парковочного пространства".
Решением мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 28 апреля 2015 года постановлено: Исковые требования Борзова А.Ф. к Министерству финансов РФ, ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" о возмещении убытков - удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу Борзова А.Ф. денежные средства в счет возмещения убытков в сумме *** руб.
Выдать Борзову А.Ф. справку на возврат государственной пошлины в размере *** руб.
Апелляционным определением Тверского районного суда города Москвы от 20 июля 2015 года решение мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 28 апреля 2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства финансов РФ - Гришина Е.С. по доверенности просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и постановить новое судебное постановление об отказе в удовлетворении исковых требований.
25 сентября 2015 года судьёй Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
Определением судьи Московского городского суда от 20 октября 2015 года кассационная жалоба представителя Министерства финансов РФ - Гришиной Е.С. по доверенности с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав представителя ГКУ города Москвы "Администратор парковочного пространства" Кубадиева А.Н., Борзова А.Ф., Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в кассационной жалобе обоснованными, а состоявшиеся по делу судебные постановления - подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом установлено, что постановлением инспектора роты 2 СБ ДПС ГИБДД ЮАО города Москвы от 23 июня 2014 года Борзов А.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.
Решением Симоновского районного суда города Москвы от 03 сентября 2014 года указанное постановление от 23 июня 2014 года отменено, производство по делу об административном правонарушении - прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.
За транспортировку и хранение своего транспортного средства истец уплатил 5 100 руб.
В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).
Разрешая спор, удовлетворяя исковые требования Борзова А.Ф., и взыскивая с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу истца денежные средства, мировой судья руководствовался ст.ст. 1069, 1070 Гражданского кодекса РФ, ст. ст.165, 242.2 Бюджетного кодекса РФ.
Вместе с тем, доводы кассационной жалобы о том, что Министерство финансов РФ не является по делу надлежащим ответчиком, заслуживают внимания.
Так, в соответствии со ст. 39 Бюджетного кодекса РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
Согласно пунктам 3, 4, 5, 5.1 Постановления Правительства города Москвы от 9 апреля 2013 года N 216-ПП "О мерах по реализации закона города Москвы от 11 июля 2012 года N 42 "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в городе Москве" перемещение, хранение и возврат задержанного транспортного средства осуществляются специализированной организацией. Функции специализированной организации выполняет Государственное казенное учреждение города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства", которое осуществляет перемещение транспортных средств, задержанных в соответствии со статьей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их хранение на специализированной стоянке и возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами.
Согласно Приложению 1 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 30 декабря 2013 года N 61-02-353/3, ГКУ города Москвы "Администратор Московского парковочного пространства" ("АМПП") является администратором доходов бюджета города Москвы.
В силу п.1.3 Устава ГКУ "АМПП", утвержденного приказом Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 18.10.2012 года, учредителем учреждения является город Москвы.
Согласно Закону г.Москвы от 19.11.2014 года N 54 " О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", ст.160.1 Бюджетного кодекса РФ, Постановлению Правительства Москвы N 32-ПП " Об утверждении Положения о Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы", за Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы определены полномочия главного администратора доходов бюджета города Москвы.
В соответствии с п. 6.2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ штрафы и иные суммы принудительного изъятия за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.
Принимая во внимание установление в судебном порядке незаконности постановления должностного лица, в связи с вынесением которого истец уплатил подлежащие зачислению в бюджет города Москвы денежные средства, их участие в формировании данного бюджета не основано на нормах бюджетного законодательства РФ.
При таких данных решение мирового судьи от 28.04.2015 года нельзя признать законным и обоснованным, решение мирового судьи вынесено с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые влияют на исход дела, в связи с чем указанное решение вместе с оставившим данное решение без изменения апелляционным определением Тверского районного суда г.Москвы от 20.07.2015 года - подлежат отмене, а дело - направлению мировому судье на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Президиум Московского городского суда
постановил:
Решение мирового судьи судебного участка N 370 Тверского района города Москвы от 28 апреля 2015 года и апелляционное определение Тверского районного суда г.Москвы от 20 июля 2015 года - отменить, дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 370 Тверского района г.Москвы.
Председатель Президиума
Московского городского суда Г.А. Агафонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.