22 октября 2015 года судья Московского городского суда Нестеренко Г.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "******"******А.Г. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 августа 2015 года, которым
Общество с ограниченной ответственностью "******", привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 14 суток,
установил:
23 сентября 2014 года сотрудниками отделения проведения проверочных мероприятий N 2 ООИК УФМС России по г. Москве проведена выездная проверка по контролю соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации по адресу: г. Москва, район Фили - ******, ул******
03 июля 2015 года инспектором ОППМ N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "******" по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Заявитель обратился в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос о его отмене, ссылаясь на то, что не был установлен объект административного правонарушения, трудовых договоров юридическое лицо не заключало, не приняты во внимание доказательства, представленные заявителем, заявитель не допускал к работе указанного в протоколе рабочего, отсутствуют признаки административного правонарушения.
В судебное заседание в Московском городском суде законный представитель ООО "******" ******й А.Г. явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, выслушав законного представителя ******А.Г., обсудив доводы жалобы, нахожу постановление судьи Замоскворецкого районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этого иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Административная ответственность по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ наступает за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1-3 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Согласно ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в редакции ФЗ N 47 от 05.05.2014 г., ФЗ N 53 от 24.11.2014 г., действовавшей на дату совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности) работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Как следует из обжалуемого постановления, 23 сентября 2014 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ******выявлено нарушение п. 4.2 ст. 13 ФЗ РФ N 115-ФЗ от 25.07.2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", выразившееся в том, что ООО "******" привлекло к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина республики Узбекистан ******П.Т. при отсутствии у данного гражданина разрешения на работу или патента в г. Москве. Действия ООО "******" квалифицированы судьей районного суда по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Судья первой инстанции признал, что вина ООО "******" в привлечении иностранных рабочих без разрешения на работу либо патента подтверждается протоколом осмотра территории ООО "******" от 23.09.2014 г., согласно которому выявлен работающим без разрешения на работу иностранный гражданин ****** П.Т., его объяснениями о работе в ООО "******", протоколом об административном правонарушении от 23.09.2014 г., постановлением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24.09.2014 г. о привлечении ******а П.Т. к административной ответственности по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Ссылка судьи на указанные документы как на доказательства, подтверждающие вину ООО "******", не может быть признана состоятельной, поскольку содержат описание события правонарушения, установленного 23.09.2014 г. в ООО "******" по поводу выявления иностранного гражданина ******а П.Т. без разрешения на работу либо патента.
Так, постановлением Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 24.09.2014 г. ****** П.Т. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 ч. 2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере ******рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за осуществление трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего в ООО "******", расположенном по адресу г. Москва, район Фили - ******Указанное постановление, которым установлено осуществление трудовой деятельности иностранным гражданином в ООО "******", вступило в законную силу к моменту рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции, в связи с чем ссылка на данное постановление неправомерна.
Кроме того, судья привел в качестве доказательств совершения правонарушения ОО "******" распоряжение УФМС России по г. Москве от 9.04.2015 о проведении внеплановой проверки, акт проверки N 518 от 9.04.2015 г. ООО "******", определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 6.05.2015 г. в отношении ООО "******", протокол об административном правонарушении в отношении ООО "******" от 3.07.2014 г., в которых указано о выявлении того же иностранного гражданина 23.09.2014 г. При этом место работы указанного гражданина названо ООО "******".
Таким образом, приведенные материалы содержат противоречия относительно организации, в которой работал иностранный гражданин и достоверно не подтверждают факт незаконного привлечения юридическим лицом ООО "******" к осуществлению трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Республики Узбекистан ******а П.Т., не имеющего разрешения на работу.
Обстоятельства дела и приведенные доказательства свидетельствуют о том, что судьей первой инстанции не была произведена оценка имеющихся в деле доказательств по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, что породило наличие неустранимых противоречий, касающихся субъекта правонарушения. Судьей не устранены противоречия, выразившиеся в том, что ****** П.Т. будучи привлеченным за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 ч. 2 КоАП РФ за осуществление трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего без разрешения на работу в ООО "******", в то же время в обжалуемом постановлении ****** П.Т. назван как незаконно привлеченный к трудовой деятельности без разрешения на работу ООО "******" по тому же адресу и в то же время.
Данное существенное нарушение требований КоАП РФ не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В нарушение указанных выше требований, судья районного суда сделал свои выводы без полного и всестороннего выяснения всех обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
При изложенных выше обстоятельствах, решение судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы нельзя признать законным, оно подлежит отмене.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении ООО "******" дела об административном правонарушении, имели место 23 сентября 2014 года.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, по настоящему делу об административном правонарушении истек.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности, так как это ухудшает положение лица.
Из анализа п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности выносится решение о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 августа 2015 г. отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении ООО "******" прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Судья Московского
городского суда Нестеренко Г.А
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.