30 сентября 2015 года Судья Московского городского суда Г.А. Нестеренко, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ******** А.С. в интересах ГБУ "********" на решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 31 августа 2015 года, которым
оставлено без изменения постановление по делу об административном правонарушении N1306-133\2015 от 18 мая 2015 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ********Д.Р. в отношении ГБУ "********" о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы в виде штрафа в размере 350000 рублей, жалоба ГБУ "********" - без удовлетворения,
установил:
постановлением по делу об административном правонарушении N1306-
133Y2015, вынесенным 18 мая 2015 года заместителем главного государственного
инспектора в области охраны окружающей среды ********ым Д.В., ГБУ
"********" признано виновным в совершении
административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.17 Закона г.
Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административныхправонарушениях", и ему назначено административное наказание в виде
административного штрафа в размере 350000 рублей.
Считая постановление незаконным, представитель ГБУ
"********" обратился в Дорогомиловский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное решение.
В настоящей жалобе заявитель просит отменить решение судьи, постановление должностного лица и прекратить производство по делу, ссылаясь на то, что имеются нарушения процессуального права, не доказан состав административного правонарушения, нарушен порядок привлечения к ответственности, извещение о рассмотрении дела направлено неуполномоченным лицом, повестка направлена несвоевременно, нарушен порядок сбора доказательств, в доказательствах имеются расхождения по времени, экспертное заключение не соответствует требованиям закона, понятые указаны одни и те же, дело возбуждено преждевременно.
В суде второй инстанции защитник ******** А.С. доводы жалобы поддержал.
В судебное заседание явились представители Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, допрошенные в качестве свидетелей ********Д.А., которые предупреждены об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, выслушав защитника ******** А.С., свидетелей ********Д.А., обсудив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения принятых по делу актов.
Из материалов дела следует, что 02.02.2015 года в 10 час.20 мин. ГБУ "********" по адресу: Москва, ул. ********совершило нарушение правил содержания зеленых насаждений, а именно: осуществило складирование загрязненного снега с высотой навала относительно уровня естественного снежного покрова от 0,20 м до 0.5 м. на озелененной территории.
Факт административного правонарушения и вина ГБУ "********" в его совершении подтверждаются протоколом осмотра территории, протоколом исследования снега 5 N 1052-1054; экспертным заключением N 1306-133/2015; протоколом об административном правонарушении от 14.05.2015 N1306- 133/2015; письмом ГБУ "********" от 03.04.2015 N 877и/15.
Допрошенный в суде второй инстанции свидетель ********Д.А. показал, что 2.02.2015 г. в ходе осмотра территории по адресу: г. Москва, л. ********. ********выявлен факт размещения загрязненного снега на озелененной территории, 2.02.2015 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, назначено проведение экспертизы, взяты пробы снега и после исследования подтвердилось загрязнение территории, для составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела законный представитель извещен надлежащим образом, документы, составленные в отсутствие представителя учреждения, подписывали понятые.
Свидетель ********К.В. подтвердил указанные обстоятельства.
Оснований не доверять показаниям свидетелей не имеется, поскольку подтверждаются материалами дела.
Из дела также усматривается, что при осмотре территории произведен отбор проб снега для лабораторного исследования в присутствии понятых, что подтверждается протоколом.
Согласно протоколу N 1052-1054 исследования снега от 17.02.2015 г. ГБУ ********" в отобранных пробах снега установлено содержание химических реагентов (загрязняющих веществ) по сравнению с фоновой пробой снега: фоновая проба N 1052 (точка 3) содержит: хлорид-ион 53 мг/л: калий 0,455 мг/л; кальций 11,6 мг/л; магний 1,32 мг/л; натрий 42,1 мг/л; проба N 1053 (точка 2) содержит: хлорид-ион 147 мг/л; калий 0,789 мг/л; кальций 51,2 мг/л; магний 2.22 мг/л; натрий 89,1 мг/л.; проба N 1054 (точка 1) содержит: хлорид-ион 129 мг/л; калий 1,789 мг/л; кальций 47,2 мг/л; магний 1.85 мг/л; натрий 72.6 мг/л.
Заключением эксперта N 1306-133/2015 от 12.03.2015 г. ГПБУ "********" установлено, что в исследуемых пробах отобранного снега установлено содержание химических компонентов (хлорид-ионы, натрий, калий, магний), входящие в состав химических реагентов /соли: хлорид натрия, хлорид калия, хлорид кальция, хлорид магния).
Кроме разрешенных Технологией зимней уборки противогололедных реагентов в виде хлорида натрия, хлорида калия, хлорида кальция, выявлено применение запрещенных солей магния /хлорид магния/.
Содержание компонентов в исследованных пробах снега с номером N 1, N 2, являющихся составляющими химических реагентов, их содержание в концентрациях, превышающих концентрации этих показателей в фоновой пробе с номером 3, свидетельствует о наличии в пробах снега химических противогололедных реагентов.
В сравнении с фоновой территорией 3 содержание химических элементов значительно превышает.
В силу п. 4.12. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" установлен запрет на перемещение, переброску и складирование скола льда, загрязненного снега и т.д. на площади зеленых насаждений.
При указанных обстоятельствах действия заявителя правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 4.17 КоАП г. Москвы, согласно которой нарушение правил содержания зеленых насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 8.10 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Судьей первой инстанции также правомерно учтено, что в силу п. 4.5.7, 4.5.5, 9.1, 9.3 Приложения к постановлению Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП "Об утверждении правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" использование противогололедных материалов на дорогах, прилегающих к зеленым насаждениям, должно осуществляться в строгом соответствии с утвержденным нормативным документом Правительства Москвы.
При уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и природных сообществ и обеспечения оттока талых вод.
Все правообладатели земельных участков территорий зеленого фонда города Москвы обязаны вносить в паспорт все текущие изменения, происшедшие в насаждениях (прирост и ликвидация зеленых площадей, посадки и убыль деревьев, кустарников и др.); обеспечивать проведение оценки состояния своей территории согласно требованиям раздела 6.
Согласно п. 9.3. названного Приложения на озелененных и природных территориях запрещается:
рвать цветы и ломать ветви деревьев и кустарников;
добывать из деревьев сок, смолу, делать надрезы, надписи и наносить другие механические повреждения;
разорять муравейники, гнезда и норы птиц и животных;
ловить и уничтожать птиц и животных;
проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта);
разжигать костры и нарушать правила противопожарной охраны;
сжигать листья, сметать листья в лотки в период массового листопада, засыпать ими стволы деревьев и кустарников (опавшую листву целесообразно собирать в кучи, не допуская разноса по улицам, удалять в специально отведенные места для компостирования или вывозить на свалку);
заливать катки на любых видах газонов, под древесными насаждениями; - сбрасывать снег с крыш на участки, занятые насаждениями, без принятия мер, обеспечивающих сохранность деревьев и кустарников;
посыпать технической солью и другими химическими препаратами тротуары, проезжие и прогулочные дороги и пр. аналогичные покрытия (за исключением противогололедных материалов, разрешенных к применению в г. Москве);
сбрасывать смет и другие загрязнения на газоны;
складировать любые материалы;
устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек;
использовать роторные снегоочистительные машины для перекидки снега на насаждения, кроме случая, когда применение роторных машин для уборки улиц и площадей осуществляется при наличии на машинах специальных направляющих устройств, предотвращающих попадание снега на насаждения, а также при возникновении чрезвычайных погодных условий (в этом случае необходимо руководствоваться Регламентом уборки свежевыпавшего снега (снежной массы) с городских дорог и магистралей роторными (шнекороторными) снегоочистителями в период обильных снегопадов и указаниями городского оперативного штаба по координации действий городских организаций и префектур административных округов во время сильных снегопадов);
подвешивать на деревьях гамаки, качели, веревки для сушки белья, забивать в стволы деревьев гвозди, прикреплять рекламные щиты, электропровода, электрогирлянды из лампочек, флажковые гирлянды, колючую проволоку и другие ограждения, которые могут повредить деревьям;
проводить разрытия;
применять любые пестициды на территориях детских, спортивных, медицинских учреждений, школ, предприятий общественного питания, водоохранных зон рек, озер и водохранилищ, зон первого и второго поясов санитарной охраны источников водоснабжения, в непосредственной близости от жилых домов и воздухозаборных устройств;
применять торф, торфопесчаную смесь и грунты природного происхождения в качестве материала по созданию плодородного слоя почвы и в качестве почвогрунта.
Согласно п. 5.5, 5.8, 10.2 Приложения 1 "Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения частоты и порядка в г. Москве" к постановлению Правительства Москвы от 09.11.1999 N 1018 при уборке дорог в парках, лесопарках, садах, скверах, бульварах и других зеленых зонах допускается временное складирование снега, не содержащего химических реагентов, на заранее подготовленные для этих целей площадки при условии сохранности зеленых насаждений и обеспечения оттока талых вод.
Запрещается: /п. 5.8/ названного Приложения:
выдвигать или перемещать на проезжую часть магистралей, улиц и проездов снег, счищаемый с внутриквартальных проездов, дворовых территорий, территорий предприятий, организаций, строительных площадок, торговых объектов;
применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве противогололедного реагента на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах, за исключением многокомпонентных противогололедных реагентов, содержащих в своем составе биологически разлагаемый компонент и предусмотренных Технологией зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов, получившей положительное заключение федеральной государственной экологической экспертизы; роторная переброска и перемещение загрязненного и засоленного снега, а также скола льда на газоны, цветники, кустарники и другие зеленые насаждения (допускается роторная уборка снега на улицах, перечень которых согласован с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы).
На территории города /п. 10.2/ не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
Учитывая, что согласно изменениям и дополнениям к техническому паспорту N 13 комплексного благоустройства объекта дорожного хозяйства и схеме расположения объекта, утвержденной ГБУ "********", территория, на которой складирован снег, является озелененной территорией с произрастающими на ней зелеными насаждениями; что ЗАО "********" самостоятельно выполняет работы по содержанию и благоустройству, закрепленной за ним территории на основании Государственного задания за 2015 год, без привлечения к выполнению работ сторонних организаций; что в силу п. 1.7 Устава, утвержденного распоряжением Префектуры ЗАО г. Москвы от 09.12.2014 N 832-РП, ГБУ "********" осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, вывод должностного лица и судьи первой инстанции о признании ГБУ "********" субъектом правонарушения и привлечении указанного учреждения к административной ответственности сделан правомерно.
Доводы жалобы о том, что имеются нарушения процессуального права, не доказан состав административного правонарушения, нарушен порядок привлечения к ответственности, извещение о рассмотрение дела направлено не уполномоченным на то лицом, повестка направлена несвоевременно, нарушен порядок сбора доказательств, имеются расхождения в доказательствах, экспертное заключение не соответствует требованиям закона, понятые указаны одни и те же, дело возбуждено преждевременно, - нельзя признать обоснованными, опровергаются материалами дела, которым дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Судьей первой инстанции правильно учтено, что протокол осмотра территории содержит дату и время его проведения, указан состав комиссии, отражены нарушения, имеются подписи проводивших осмотр лиц. О дате и времени рассмотрения дела заявитель был уведомлен надлежащим образом. Доказательств, опровергающих выводы исследования проб, не представлено.
При таких обстоятельствах оснований считать, что ГБУ "********" необоснованно привлечено к административной ответственности, не имеется.
Назначенное ГБУ "********" наказание соответствует санкции ст. ч. 2 ст. 4.17 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
В связи с этим судьей правомерно признано, что оснований для отмены постановления должностного лица не имеется.
Выводы судьи соответствуют требованиям закона, обстоятельствам дела и оснований для отмены решения судьи первой инстанции и постановления должностного лица не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.
Руководствуясь ст.ст.30.6-30.8, 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 31 августа 2015 года в отношении ГБУ "********" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского
городского суда Г.А. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.