Судья Московского городского суда Притула Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Гончаровой М. С. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 сентября 2015 года, которым
гражданка Республики *** Гончарова М. С., *** года рождения, признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде ***,
установила:
30 августа 2015 года УУП ОМВД России по району Якиманка г.Москвы *** в отношении гражданки Республики *** Гончаровой М.С. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано для рассмотрения в Замоскворецкий районный суд г.Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На постановление принесена жалоба Гончаровой М.С., в которой она указывает на отсутствие события правонарушения, поскольку находилась на территории Российской Федерации законно.
В судебное заседание Московского городского суда Гончарова М.С. и ее защитник - Тарабаров Е.С. явились, поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Проверив материалы дела, доводы поступившей жалобы, выслушав Гончарову М.С., его защитника Тарабарова Е.С., нахожу постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является всесторонне, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Привлекая Гончарову М.С. к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья указал, что она, являясь гражданкой Республики ***, прибыла в Российскую Федерацию 21 апреля 2015 года, в нарушение п. 2 ст. 5 ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в РФ", уклонилась от выезда за пределы РФ по истечении срока пребывания 15 июля 2015 года, чем нарушила режим пребывания в РФ, в связи с чем была задержана УУП ОМВ России по району Якиманка г.Москвы 30 августа 2015 года в 20 часов 20 минут по адресу: ***.
Данный вывод не основан на законе, и не подтвержден материалами дела, судьей Замоскворецкого районного суда г. Москвы надлежащим образом не исследованы обстоятельства правонарушения и доказательства вины Гончаровой М.С., вопрос о наличии самого события административного правонарушения, вмененного Гончаровой М.С., судьей не разрешен.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного этим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным Федеральным законом.
Между тем, ч. 5 ст. 5 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со ст. ст. 13.1, 13.2 или 13.3 данного Закона. А в силу п. 1.3 ч. 1 ст. 13.1 указанного закона разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как следует из ч. 4 ст. 5 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Из существа жалобы и предоставленных к ней документов, сведений из электронной базы УФМС ЦБДУИГ, полученных по запросу судьи Московского городского суда, следует, что Гончарова М.С. прибыла в РФ 21 апреля 2015 года, постановлена на миграционный учет по адресу: ***, сроком до 13 сентября 2015 года, который продлен до 29 октября 2015 года, а затем - до 24 апреля 2016 года.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что срок пребывания Гончаровой М.С. был продлен федеральным органом исполнительной власти в сфере на основании ч. 5 ст. 5 "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" на срок до 24 апреля 2016 года.
А поэтому, прихожу к выводу, что на момент задержания и составления протокола об административном правонарушении 8 сентября 2015 года Гончарова М.С. законно находилась на территории РФ, тогда как согласно обжалуемому постановлению судьи ей вменялось уклонение от выезда с территории РФ по истечении 90 суток со дня прибытия.
Указанные нарушения требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основанием для отмены постановления судьи.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
В связи с изложенным, постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 сентября 2015 года о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гражданку Республики *** Гончарову М.С., подлежит отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием события административного правонарушения по основанию п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку на момент составления протокола об административном правонарушении в отношении Гончаровой М.С. срок ее пребывания в Российской Федерации был продлен в установленном законом порядке до 24 апреля 2016 года, а доказательств нарушения Гончаровой М.С. режима пребывания в Российской Федерации материалы дела не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Гончаровой М. С. удовлетворить
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 8 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Гончаровой Марии Сергеевны, отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Гончаровой М.С. - прекратить по основанию п.1 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Ю.В.Притула
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.