Судья Московского городского суда Сисина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Шахбанова Ч.К. на постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года, которым
гражданин *** Шахбанов Ч.К., *** года рождения, уроженец ***, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5000 (пяти тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда,
установил:
29 октября 2015 года в отношении гражданина *** Шахбанов Ч.К. УУП ОМВД России по Южнопортовому району г. Москвы составлен протокол об административном правонарушении ***, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Лефортовский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В настоящей жалобе Шахбанов Ч.К. просит постановленный судебный акт изменить, поскольку он является студентом очной формы обучения в Государственном Бюджетном учреждении профессионального образования, добросовестно оплачивает обучение, проживал не по месту регистрации вынужденно, поскольку проживать по месту постановки на миграционный учет невозможно, ждал предоставления общежития для студента ВУЗа. Просил исключить из постановления указание о выдворении с территории РФ.
В судебное заседание Шахбанов Ч.К. явился, доводы жалобы поддержал.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Шахбанова Ч.К., прихожу к выводу об изменении постановления судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года ввиду следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статья 21 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" предусмотрено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания осуществляется при получении органом миграционного учета уведомлений об их прибытии в место пребывания, что предусмотрено положениями ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом "а" п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона о миграционном учете принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета.
К стороне, принимающей иностранного гражданина в Российской Федерации, п. 7 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете относит находящихся в Российской Федерации физических и юридических лиц, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрена обязанность иностранного гражданина проживать в жилом помещении, где он постановлен на учет по месту пребывания.
Место пребывания иностранного гражданина определено в п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона о миграционном учете как жилое помещение, не являющееся местом его жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин подлежит постановке на учет по месту пребывания.
При рассмотрении дела судьей районного суда установлено, что 29 октября 2015 года в 18 часов 00 минут по адресу: ***, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками УУП ОМВД России по Южнопортовому району г. Москвы, выявлен гражданин *** Шахбанов Ч.К., прибывший в Российскую Федерацию 22.08.2015 года в порядке не требующим получения визы, который был поставлена на миграционный учет по адресу: ***, однако фактически проживал по адресу: г***, чем нарушил правила миграционного учета, установленные ст. ст. 20. 21, 22 ФЗ-109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" от 18.07.2006 года, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Шахбанова Ч.К. подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении N*** от 29.10.2015 года, паспортом, письменными объяснениями Шахбанова Ч.К., досье иностранного гражданина АС ЦБД УИГ, справкой УФМС России по Москве, рапортом должностного лица, уведомлением о прибытии.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает. Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Совокупность представленных доказательств по настоящему делу достаточна для рассмотрения его по существу и принятия объективного и обоснованного постановления.
Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Шахбанова Ч.К. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ. Действия Шахбанова Ч.К. обоснованно квалифицированы судом по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем, судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления. При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Между тем, довод жалобы о том, что при решении вопроса о назначении Шахбанова Ч.К. наказания в виде административного выдворения не были учтены обстоятельства, свидетельствующие о том, что Шахбанова Ч.К. учится в Государственном бюджетном образовательном учреждении в РФ, следует признать обоснованным.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учетом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Как усматривается, Шахбановым Ч.К. была представлена справка об обучении Государсвтенном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы ГБПОУ "***" N***. Из приложенных к настоящей жалобе документов усматривается, что Шахбанов Ч.К. является студентом очной формы обучения группы *** специальности 08.02.01 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений".
Согласно статье 2 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), никому не может быть отказано в праве на образование; государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать такое образование и такое обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям.
Исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы РФ в соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" влечет невозможность получения Шахбановым Ч.К. разрешения на временное проживание в РФ в течение 5 лет, а, следовательно, невозможность продолжить получение образования, в связи с чем не исключено нарушение права Шахбанова Ч.К. на образование.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке ст. 30.12 КоАП РФ жалобы, протеста выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения КоАП РФ и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
Между тем, при назначении Шахбанову Ч.К. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья не учел конкретные обстоятельства дела, в том числе тот факт, что Шахбанов Ч.К. в настоящее время является студентом Государсвтенном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы ГБПОУ "***" N*** очной формы обучения, что подтверждается копией студенческого билета, справкой и квитанциями об оплате обучения.
Учитывая указанные обстоятельства, а также данные о личности виновного, который ранее к административной или уголовной ответственности не привлекался, необходимость применения к Шахбанову Ч.К. в качестве административного наказания выдворения за пределы Российской Федерации, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, ничем не обоснована.
Кроме того, в постановлении суда Лефортовского районного суда г. Москвы имеется описка в дате вынесения постановления. Таким образом, следует изменить постановление в данной части указав дату вынесения постановления вместо 30 октября 2014 года - 30 октября 2015 года.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина *** Шахбанова Ч.К., *** года рождения изменить, исключив указание о назначении Шахбанову Ч.К. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы изменить у части указания даты вынесения постановления, указав вместо 30 октября 2014 года - 30 октября 2015 года.
В остальной части постановление судьи Лефортовского районного суда г. Москвы от 30 октября 2015 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Н.В. Сисина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.