Судья Московского городского суда Исюк И.В.,
с участием защитника ОАО "ГОУВ" Резниковой И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ОАО "ГОУВ" Таянко Н.С., с дополнениями защитника ОАО "ГОУВ" Резниковой И.В., на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 29 апреля 2015 года, которым ОАО "ГОУВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей,
установил:
27 марта 2015 года главным инспектором сектора административного производства Инспекции по контролю соблюдения законодательства в области государственной охраны объектов культурного наследия Марковым А.А. по изучению материалов дела об административном правонарушении, в отношении юридического лица - открытого акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ОАО "ГУОВ"), не выполнившего требования по сохранению, использованию и государственной охране выявленного объекта культурного наследия и допустившего производство работ на объекте культурного наследия "Хирургическая лечебница доктора медицины С.М. Руднева 1903, 1910 архитектор Л.Н.Кекушев. В этом доме в 1913-1939 г.г. жил и работал скульптор В.Н. Домогацкий, в разные годы бывали Н.Е. Лансере, М.А.Волошин, К.С. Петров-Водкин", расположенного по адресу: г. Москва, Серебрянный пер, д.4 стр.1, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, - был составлен протокол по делу об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе защитника Танянко Н.С., дополненной в судебном заседании защитником Резниковой И.В., поставлен вопрос об отмене состоявшегося судебного акта со ссылкой на неправильное применение норм материального права, неправильно определенный субъект административного правонарушения, отсутствие осведомленности о статусе Объекта по адресу: г. Москва, Серебряный пер., д. 4, Кривоникольский переулок д. 8, как выявленного объекта культурного наследия.
В заседании суд второй инстанции защитник Резникова И.В. жалобу с дополнениями поддержала, законный представитель ОАО "ГОУВ", в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела по жалобе извещены, ходатайств об отложении судебного разбирательства от указанных лиц в суд второй инстанции не поступало.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Резикову И.В., опросив в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении представителя Департамента культурного наследия г. Москвы главного инспектора Маркова А.А., пояснившего, что ОАО "ГУОВ", вопреки требованиям действующего законодательства, было допущено производство работ на объекте культурного наследия в отсутствие разрешения Мосгонаследия, прихожу к следующим выводам.
Согласно п. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "б объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, вступившие в законную силу 22 января 2015 г.
Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии ч. 2, 4 ст. 35 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, действовавшего на момент выявленного административного правонарушения, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения. Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий осуществляются в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии п. 1 ст. 52 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, действовавшего на момент выявления административного правонарушения, физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, и право пользования выявленным объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия подразумеваются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законом, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Согласно ст. 46 N 73-ФЗ физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с настоящим Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии с. ч. 1 ст. 27 закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры" ( Закон города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26) производство земляных, строительных, дорожных и других работ на землях, примыкающих к недвижимым памятникам истории и культуры, в том числе объектам археологического наследия, осуществляется по разрешению государственного органа охраны памятников города Москвы и в необходимых, согласно действующему законодательству, случаях - федерального государственного органа охраны памятников.
Согласно ст. 20 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 юридические лица, граждане, их объединения, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры, обязаны беречь памятники, соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные законодательством Российской Федерации и указанным Законом.
На основании п. 2 ст. 22 Закона города Москвы от 14 июля 2000 г. N 26 пользователи и собственники недвижимых памятников истории и культуры обязаны соблюдать порядок и правила охраны, содержания, использования и реставрации недвижимого памятника истории и культуры, установленные законом, нормативными правовыми актами и охранными документами, выполнять предписания государственного органа охраны памятников по вопросам охраны, содержания и использования недвижимых памятников, выполнять иные требования, предусмотренные действующим законодательством и соответствующими договорными соглашениями об условиях содержания и режиме использования недвижимого памятника истории и культуры и его территории.
В рамках полномочий, предусмотренных постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. N 154-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте культурного наследия города Москвы", Мосгорнаследие в установленном порядке применяет предусмотренные федеральным законодательством и законодательством города Москвы меры ограничительного, предупредительного, профилактического и иного характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений физическими или юридическими лицами требований государственной охраны, сохранения, использования и популяризации недвижимого культурного наследия.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства РФ о запрещении проведения работ, могущих причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.
Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы, виновные в умышленном невыполнении или нарушении требования о получении разрешения на проведение работ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении судьей Замоскворецкого районного суда г. Москвы было установлено, что 17 октября 2014 года Мосгорнаследием в рамках осуществления полномочий по контролю за состоянием объектов культурного наследия осуществлен осмотр здания расположенного по адресу: Кривоникольский пер., д. 8, являющегося выявленным объектом культурного наследия "Доходный дом А.Р. Ледницкого, 1910 г., архитектор И.В.Рыльский" (Объект N 1), составляющий единое целое со зданием, расположенным по адресу: г. Москва, Серебряный пер., д. 4, стр. 1, являющимся выявленным объектом культурного наследия "Хирургическая лечебница доктора медицины С.М. Руднева 1903, 1910 архитектор Л.Н. Кекушев. В этом доме в 1913-1939 гг. жил и работал скульптор В.Н. Домогацкий, в разные годы бывали Н.Е. Лансере, М.А. Волошин, К.С. Петров-Водкин" (Объект N 2).
Распоряжением Департамента культурного наследия г. Москвы от 10 декабря 2013 года N807 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы".
Объект N1 и Объект N2 приняты под государственную охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия.
В ходе осмотра названных Объектов, проведенного 17 октября 2014 года (акт осмотра N 220) установлено, что на территории Объекта N 2 имеются следы неоконченных строительных работ, а на территории, прилегающей к Объекту N 2, размещены стройматериалы и контейнеры для мусора, на верхнем этаже ведутся строительные работы.
Объект N 2 и часть Объекта N 1 находятся в собственности Российской Федерации и переданы в оперативное управление федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации".
10 октября 2013 года федеральному казенному предприятию "Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации" (ФКП "УЗКС МО РФ") было выдано Разрешение и задание на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия (разработка проектной документации) в отношении Объекта N 2 сроком действия до 1 октября 2014 года.
Выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия послужили поводом к возбуждению Мосгорнаследием 28 октября 2014 года дела об административном правонарушении N 16-191 АД 2014 в отношении Клиники преморбидных и неотложных состояний федеральное казенное учреждение "Медицинский учебно-научный клинический центр имени П.В.Мандрыка" Министерства обороны Российской Федерации (КПиНС ФКУ "МУНКЦ" МО РФ) по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
В ходе административного расследования по делу установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации и Открытым акционерным обществом "Главное управление обустройства войск" (ОАО "ГУОВ") 14 ноября 2013 года заключен государственный контракт N ДГЗ-121/136 на полный комплекс работ по реконструкции, реставрации и новому строительству КПиНС ФКУ "МУНКЦ" МО РФ по адресу: г. Москва, Серебряный пер. 4, стр. 1 и Кривоникольский пер., д.8.
В соответствии с п. 1.16 задания на проектирование, утвержденного заместителем директора Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации, ОАО "ГУОВ" необходимо получить заключение Мосгорнаследия о "Предмете реставрации".
В ходе административного расследования по делу об административном правонарушении также было установлено, что КПиНС ФКУ "МУНКЦ" МО РФ не являлось заказчиком и исполнителем работ на Объектах, не имело достаточных административно-распорядительных полномочий на осуществление заказа работ на Объектах, дело об административном правонарушении N 16-191 АД 2014 в отношении КПиНС ФКУ "МУНКЦ" МО РФ было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В ходе осмотра Объектов N 1 и N 2, проведенного Мосгорнаследием 15 января 2015 года (акт осмотра N 8), было установлено, что на территории Объекта N 2 имеются следы неоконченных строительных работ, на территории, прилегающей к Объекту N 2, размещены стройматериалы и контейнеры для мусора. Доступ на территорию Объекта N 2 закрыт. На ограждении имеется информационная табличка, согласно которой генеральным подрядчиком выполнения работ является ОАО "ГУОВ", подрядчиком ОАО "Бамстройпуть".
Из текста государственного контракта N ДГЗ-121/136 от 14 ноября 2013 года на проведение работ по реконструкции, реставрации и новому строительству по адресу: г. Москва Серебряный пер., д. 4, в соответствии с дополнительным соглашением N 1 адрес проведения работ дополнен: Кривоникольский переулок д. 8, заключенного между Министерством обороны Российской Федерации, действующим от имени Российской Федерации - "Государственный заказчик", в лице директора Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации и ОАО "ГУОВ" - "Генподрядчик", а именно п. 3.2 раздела 3 указанного контракта следует, что в цену контракта включено получение и оплата заключения Мосгорнаследия о "Предмете реставрации" в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 года N 38 (зарегистрированного в Минюсте РФ 27 апреля 2009 г. N 13844) "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия".
В соответствии с п. 8.2.5 и 8.2.7 раздела 8 контракта N ДГЗ-121/136 от 14 ноября 2013 года Генподрядчик (ОАО "ГУОВ") обязан разработать документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство (реконструкцию) и ввод Объекта в эксплуатацию. Выполнить работы по проектированию (этапы работ) в соответствии с действующими на момент прохождения государственной экспертизой нормами, правилами, инструкциями надзорных органов.
В соответствии с п. 17.2 раздела 17 указанного контракта Генподрядчик (ОАО "ГУОВ") несет ответственность за просрочку получения, продления разрешения на право производства работ выполняемых на Объекте.
Во исполнение вышеуказанного контракта 16 января 2014 года между ОАО "ГУОВ" (Генподрядчик) и ОАО "Бамстройпуть" (Подрядчик) был заключен договора N 2014/2-3 на полный комплекс работ по реконструкции, реставрации и новому строительству КПиНС ФКУ "МУНКЦ" МО РФ по адресу: г. Москва, Серебряный переулок, д. 4.
В рамках заключенного договора Объединением административно-технических инспекций города Москвы были оформлены два ордера на проведение земляных работ по инженерно-геологическим изысканиям (бурение скважин):
ордер N 14010867 сроком действия до 28.04.2015 г.,
ордер N 14010092 сроком действия до 28.04.2015 г.; заказчиком является ОАО "Бамстройпуть".
ОАО "Бамстройпуть" во исполнение договора подряда, заключенного с ОАО "ГУОВ", разработало и согласовало с Мосгорнаследием проект реставрации Объекта N 2 в соответствии с выводами государственной историко-культурной экспертизы от 5 мая 2014 года.
Вместе с тем, ОАО "ГУОВ", вопреки требованиям государственного контракта N ДГЗ-121/136 от 14 ноября 2013 года, разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия в Мосгорнаследии не получило, и дало указание ОАО "Бамстройпуть" о начале производства работ.
Вышеизложенные обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что ОАО "ГУОВ" не выполнило требования по сохранению, использованию и государственной охране выявленного объекта культурного наследия, допустив производство работ на Объекте N 2 без разрешения Мосгорнаследия о "Предмете реставрации" в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 года N 38 (зарегистрированного в Минюсте РФ 27 апреля 2009 г. N 13844) "Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия".
Согласно диспозиции ст. 7.14 КоАП РФ ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренная данной статьей, наступает в случае организации или проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.
Выполнение ремонтно-строительных работ на Объекте N 2 без разрешения и задания на проведение работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, нарушает установленные законодательством требования сохранения и использования выявленного объекта культурного наследия и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт правонарушения и вина ОАО "ГОУВ" в его совершении подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом N 16-14 АД 2015 года об административном правонарушении, составленным на основании актов осмотров N220 от 17 октября 2014 года, 3 8/2015 от 15 января 2015 года, государственным конрактом N ДГЗ-121/136 от 14 ноября 2013 года, договором N 2014/2-3 от 16 января 2014 года, заключенного между ОАО "ГУОВ" (Генподрядчик) и ОАО "Бамстройпуть" (Подрядчик) на полный комплекс работ по реконструкции, реставрации и новому строительству КПиНС ФКУ "МУНКЦ" МО РФ по адресу: г. Москва, Серебряный переулок, д. 4; ордерами на проведение земляных работ по инженерно-геологическим изысканиям (бурение скважин); копиями свидетельств о государственной регистрации права, выпиской из реестра федерального имущества, выписками из ЕГРЮЛ и другими исследованными в судебном заседании доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ОАО "ГУОВ", будучи осведомлено о статусе здания Объекта N 2 как выявленного объекта культурного наследия, будучи обязанным принять меры для получения разрешения на проведение работ на Объекте N 2, и осведомленным о наличии такой обязанности в соответствии с государственным контрактом от 14 ноября 2013 г. N ДГЗ-121/136, мер для получения разрешения на проведение работ не предприняло.
Таким образом, ОАО "ГУОВ" совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.14 КоАП РФ.
При рассмотрении дела судьей Замоскворецкого районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ОАО " ГОУВ" в его совершении, а также о правильной квалификации административного правонарушения по ст. 7.14 КоАП РФ.
Поскольку собранные по делу доказательства получили оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по делу об административном правонарушении, установлены полно, всесторонне и объективно, оснований не согласиться с выводами судьи районного суда не усматриваю.
Доводы в жалобах не свидетельствуют о невиновности ОАО "ГОУВ" в совершении инкриминируемого ему правонарушения, равно как не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, исследованных судьей районного суда по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.7.14 КоАП РФ, назначено ОАО " ГОУВ" в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соразмерно совершенному административному правонарушению.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в отношении ОАО " ГОУВ", - оставить без изменения, жалобу с дополнениями защитников Таянко Н.С., Резниковой И.В., - оставить без удовлетворения.
Судья Московского городского суда И.В.Исюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.