Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Пащенко Н.В.
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Назимовой П.С.,
при секретаре Доржиеве Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балдаевой Г.С. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Балдаевой Г.С. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Признать право Балдаевой Г.С., пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в " ... ", на получение материальной помощи в сумме " ... " руб.
Признать право Балдаевой Г.С., пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества в сумме " ... " руб.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, выслушав мнение представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", Балдаева Г.С. просила признать за ней право на получение единовременной финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере " ... " руб. как пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", а также обязать ответчика включить истицу в списки пострадавших для получения указанной помощи.
Требования основаны на том, что Балдаева Г.С. проживала вместе с супругом в жилом доме по адресу: " ... ". Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " ... года указанный дом и земельный участок были затоплены, вследствие чего истцом частично утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости. Согласно заключению комиссии предварительный ущерб составляет " ... " руб. Возмещение ущерба, причиненного последствиями чрезвычайной ситуации, осуществляется в рамках Конституции РФ, ФКЗ "О чрезвычайном положении", ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также на основании Постановления Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года "О положении о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в поселке Аршан, Тункинского района Республики Бурятия.
В суде первой инстанции истец Балдаева Г.С. и ее представитель Сычева О.Н. иск поддержали.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" Гагарина Л.Б. оставила вопрос об удовлетворении заявленных исковых требований на усмотрение суда.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
Настоящая апелляционная жалоба подана Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия, которое участия в деле не принимало. В жалобе представитель Хайдакова О.В. просит решение суда отменить. Считает, что Министерство является заинтересованным лицом в рассматриваемом споре и должно быть привлечено к участию в деле, поскольку в 2014 году Министерство являлось главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в поселке Аршан Тункинского района. Кроме того, в соответствии с распоряжениями Правительства РБ целевое использование выделенных денежных средств необходимо было обеспечить до 31 декабря 2014 года. Однако истец до указанного срока и в порядке, установленном Соглашением между Министерством и администрацией Тункинского района, не обращался за предоставлением финансовой помощи. Судом не установлено, какое именно имущество было утрачено истцом, является ли оно имуществом первой необходимости, не определен размер материального ущерба, причиненного истцу.
На заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Меркулова С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель МО "Тункинский район" Морхоева В.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Истец Балдаева Г.С. в суд не явилась, о рассмотрении дела надлежаще извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Балдаева Г.С. проживала в жилом доме по адресу: Республика Бурятия, Тункинский район, пос. Аршан, микрорайон, дом 23 "а".
Установлено, что ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " дом, в котором проживала Балдаева Г.С., подвергся затоплению.
Из пояснений Балдаевой Г.С. и ее представителя следует, что истица обращалась в отделение социальной защиты населения Администрации МО "Тункинский район" за получением материальной помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, однако там ей отказали выплатить денежную компенсацию без объяснения причин. Оснований не доверять указанным пояснениям судебная коллегия не усматривает.
Согласно акту N ... от ... года, составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Роспотребнадзора, Бурприроднадзора, МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района", МЧС России, по адресу: п. Аршан, микрорайон, 23 А, земельный участок хатоплен и заилен. Подвал дома заилен, высота ила 0,4 м. Повален забор, уничтожены посадки картофеля, овощей, уничтожены плодовые кустарники. Требуется вскрыть и заменить пол, предварительный ущерб составил " ... " руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом, где на момент чрезвычайной ситуации проживала Балдаева Г.С., действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, последняя утратила свое имущество первой необходимости, в связи с чем она имеет право на получение единовременной финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости в сумме " ... " руб., а также на получение материальной помощи в сумме " ... " руб.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет " ... " руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - " ... " руб. Если сумма ущерба составляет менее " ... " руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Из пояснений истицы следует, что в результате затопления жилого дома частично утрачено следующее имущество: личные вещи, бытовая техника (холодильники, электроплита), продукты питания, мягкая мебель, предметы обычной домашней обстановки, одежда, обувь, лекарства и другое. Опрошенные судом первой инстанции свидетели А. и Б. указанные обстоятельства подтвердили. Принимая во внимание количество утраченного имущества и его примерную стоимость, отсутствуют основания утверждать о том, что сумма ущерба составляет менее " ... " руб. Представитель администрации МО "Тункинский район" доказательств обратному не представил и по существу не оспаривал обстоятельства, на которые ссылалась сторона истца.
Таким образом, учитывая, что факт нуждаемости истца в финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости установлен судом, районный суд пришел к верному выводу о признании за истцом, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, права на получение единовременной финансовой и материальной помощи за утраченное имущество.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с установленным судом размером единовременной финансовой помощи за утрату имущества в сумме " ... " руб.
Из искового заявления Балдаевой Г.С. следует, что последняя утратила имущество первой необходимости не в полном объеме, а частично, на что прямо указано в просительной части иска, а потому размер единовременной финансовой помощи в таком случае должен составлять не " ... " руб., как установилсуд, а " ... " руб. При этом следует учесть, что Балдаева Г.С. не может ставить вопрос о признании за ней права на получение указанного вида помощи в большем размере ( " ... " руб.) с учетом утраченного имущества первой необходимости своего умершего супруга, с которым они совместно проживали в пострадавшем от наводнения жилом доме. Таким правом мог обладать только супруг истицы.
При указанных обстоятельствах решение суда в рассматриваемой части надлежит изменить, изложив его резолютивную часть в соответствующей редакции.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При разрешении спора суд исходил из того, что Балдаева Г.С. является пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера и у нее возникло право на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Районный суд рассмотрел только эти правоотношения, связанные с признанием за истицей указанного права.
При этом характер взаимоотношений, на которые ссылается автор жалобы, возникшие в результате признания Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия, напрямую не связан со спорными отношениями сторон, в связи с чем отсутствуют основания утверждать о том, что обжалуемым решением суда разрешен вопрос о правах либо обязанностях Министерства, не привлеченного к участию в деле.
По указанным выше основаниям доводы апелляционной жалобы Министерства не заслуживают внимания и не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 06 мая 2015 года изменить, изложив абзац 3 резолютивной части в следующей редакции.
Признать право Балдаевой Г.С., пострадавшей вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества первой необходимости в сумме " ... " руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: И.Ч. Гончикова
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.