Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Пащенко Н.В.
судей коллегии Семенова Б.С., Назимовой П.С.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по иску Имеева Б.Д., Имеевой М.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних А. и Б, Имеевой А.Б. к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера
по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
на решение Тункинского
районного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковое заявление Имеева Б.Д., Имеевой М.А., Имеевой А.Б., Имеевой М.А. в интересах несовершеннолетних А и Б к администрации МО "Тункинский район" о признании права на получение материальной помощи и единовременной финансовой помощи в связи с утратой имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера.
Установить факт проживания в жилом доме, расположенном по адресу: " ... ", Имеева Б.Д., Имеевой М.А., Имеевой А.Б., А, Б.
Признать право Имеева Б.Д., Имеевой М.А., Имеевой А.Б., А, Б, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ", на получение единовременной финансовой помощи за частичную утрату имущества в сумме " ... " руб. на каждого и " ... " руб. на каждого.
Заслушав доклад судьи Назимовой П.С., ознакомившись с материалами дела и доводами жалобы, выслушав мнение представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Меркуловой С.А., истца Имеевой М.А. и представителя Имеева Б.Д. - Будаевой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Тункинский район", Имеевы Б.Д., А.Б. и М.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних детей - А и Б, просили установить факт их постоянного проживания в жилом доме, расположенном по адресу: " ... "; а также просили признать за ними право на получение единовременной материальной помощи в размере " ... " руб. на каждого и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере " ... " руб. на каждого, как пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... года в пос. " ... ".
Требования основаны на том, что семья Имеевых проживала в жилом доме по адресу: " ... ", принадлежащим на праве собственности истице Имеевой М.А. Во время схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " ... года указанный дом и земельный участок были затоплены, вследствие чего истцами частично утрачено имущество, которое относится к предметам первой необходимости. Согласно заключению комиссии предварительный ущерб составляет " ... " руб. Для получения материальной и финансовой помощи заявителям необходимо установить факт их проживания на момент наводнения в указанном выше жилом доме.
В суд первой инстанции истцы Имеевы не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика МО "Тункинский район" в суд не явилась.
Районным судом постановлено приведенное выше решение.
Настоящая апелляционная жалоба подана Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия, которое участия в деле не принимало. В жалобе представитель Хайдакова О.В. просит решение суда отменить. Считает, что Министерство является заинтересованным лицом в рассматриваемом споре и должно быть привлечено к участию в деле, поскольку в 2014 году Министерство являлось главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в поселке " ... ". Кроме того, в соответствии с распоряжениями Правительства РБ целевое использование выделенных денежных средств необходимо было обеспечить до ... года. Однако истцы до указанного срока и в порядке, установленном Соглашением между Министерством и администрацией Тункинского района, не обращались за предоставлением финансовой помощи. Судом не установлено, какое именно имущество было утрачено истцами, является ли оно имуществом первой необходимости, не определен размер материального ущерба. Кроме того, на основании судебного решения Имеевы имеют право получить финансовую помощь в общей сумме " ... " руб., однако минимальный размер ущерба, указанный в акте обследования жилого дома, составляет " ... " руб. Истцы имеют в собственности другое жилье, расположенное в городе Улан-Удэ.
На заседании судебной коллегии представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Меркулова С.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель МО "Тункинский район" Морхоева В.С. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Истец Имеева М.А. и представитель Имеева Б.Д. - Будаева З.А. доводам жалобы возражали, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены постановленного решения.
Истцы Имеев Б.Д. и Имеева А.Б. в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и судом установлено, что семья Имеевых (Имеев Б.Д., Имеева М.А. и их дети - А., А и Б) проживали в жилом доме по адресу: " ... ". Указанный жилой дом принадлежит на праве собственности истице Имеевой М.А.
Установлено, что ... года в результате наводнения и схода селевых потоков и паводковых вод реки " ... " дом, в котором проживали Имеевы, подвергся затоплению.
Факт проживания истцов в поселке Аршан в жилом доме по указанному выше адресу подтверждается не только их собственными пояснениями, но показаниями опрошенных в суде первой инстанции свидетелей Д. и Т.
Из пояснений истицы Имеевой М.А. следует, что в ... году их семья завершила строительство жилого дома в поселке " ... " и после окончания учебного года - в конце ... года они переехали в этот дом из города Улан-Удэ, перевезли часть своего имущества.
После наводнения Имеева М.А. обращалась в администрацию МО "Тункинский район" за получением материальной помощи, однако там ей отказали выплатить денежную компенсацию без объяснения причин. Оснований не доверять указанным пояснениям судебная коллегия не усматривает.
Из дела видно, что ... года Имеева М.А. повторно обратилась в администрацию района и просили сообщить ей в письменной форме причину отказа в предоставлении материальной помощи.
... года комиссией при МСЗН РБ по оказанию разовой материальной помощи за счет средств резервного фонда финансирования непредвиденных расходов Правительства РБ было принято решение об отказе истцам в предоставлении материальной помощи, так как отсутствуют документы, подтверждающие утрату имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации природного характера.
Указанные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что семья Имеевых по независящим от них причинам не была включена в список пострадавших, а потому не реализовала свое право на получение единовременной материальной и финансовой помощи.
Согласно акту N ... обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода в п. " ... ", составленному комиссией в составе первого заместителя МО СП "Аршан", органа БТИ, Роспотребнадзора, Бурприроднадзора, МКУ Управление "Казна муниципального имущества Тункинского района", МЧС России, земельный участок по адресу: " ... ", затоплен и заилен. Подвал дома заилен, высота ила 0,2 м., поражен грибком. Требуется вскрыть и заменить пол, предварительный ущерб составил " ... " руб.
Разрешая возникший между сторонами спор, судом установлено, что жилой дом, где на момент чрезвычайной ситуации проживала семья Имеевых, действительно пострадал в результате чрезвычайной ситуации, истцы утратили свое имущество первой необходимости, в связи с чем они имеют право на получение единовременной материальной помощи в размере по " ... " руб. и финансовой помощи за утрату имущества первой необходимости в сумме " ... " руб. на каждого.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Правила), которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункты "г", "д" пункта 2 указанных Правил предусматривают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека и оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тысяч рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тысяч рублей на человека).
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона N 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 сентября 2007 года N 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства Резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в Республике Бурятия в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в Республике Бурятия (подпункт "п" пункта 4).
В пункте 2.2.2 Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия от 23 июля 2014 года, заключенного между Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия и МО "Тункинский район", предусмотрено, что размер финансовой помощи за частично утраченное имущество составляет 50000 руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество - 100000 руб. Если сумма ущерба составляет менее 50000 руб., то финансовая помощь оказывается в размере, равном ущербу.
Из пояснений истца Имеевой М.А. следует, что в результате затопления жилого дома частично утрачено следующее имущество: личные вещи, бытовая техника, в том числе телевизор, чайник, мебель, в том шкаф, табуреты, предметы обычной домашней обстановки.
Таким образом, учитывая, что факт проживания семьи Имеевых на момент чрезвычайной ситуации в жилом доме в поселке Аршан, а равно факт нуждаемости истцов в финансовой помощи за утраченное имущество первой необходимости установлен, районный суд пришел к верному выводу о признании за истцами, пострадавшим вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, права на получение единовременной финансовой и материальной помощи за частично утраченное имущество.
Как следует из положений Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Администрации МО "Тункинский район" от ... года, и указанного выше Соглашения о выделении средств резервного фонда Правительства Республики Бурятия, основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.
Размер финансовой помощи определяется с учетом минимальной суммы понесенного ущерба.
То обстоятельство, что в акте обследования жилого дома минимальный (предварительный) размер ущерба определен в сумме " ... " руб., не может быть принято во внимание, так как в этом акте не приведен конкретный перечень имущества истцов, которое было утрачено, не определена их рыночная стоимость. Уполномоченным органом не принято решение об установлении окончательного размера ущерба, причиненного истцам в результате наводнения, в том числе размера ущерба, причиненного в результате утраты имущества первой необходимости. Представитель ответчика обстоятельства, на которые ссылались истцы, не оспаривал и согласился с решением суда.
Доводы апелляционной жалобы Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При разрешении спора суд исходил из того, что Имеевы являются пострадавшими вследствие чрезвычайной ситуации природного характера и у них возникло право на получение единовременной материальной и финансовой помощи. Районный суд рассмотрел только эти правоотношения, связанные с признанием за истцом указанного права.
При этом характер взаимоотношений, на которые ссылается автор жалобы, возникшие в результате признания Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых из резервного фонда Правительства Республики Бурятия, напрямую не связан со спорными отношениями сторон, в связи с чем отсутствуют основания утверждать о том, что обжалуемым решением суда разрешен вопрос о правах либо обязанностях Министерства, не привлеченного к участию в деле.
По указанным выше основаниям доводы апелляционной жалобы Министерства не могут повлечь отмену постановленного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 25 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: Б.С. Семенов
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.