Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судейколлегии Холонгуевой О.Р., Захарова Е.И.,
при секретаре Цыденжаповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования "г.Северобайкальск" о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки, по апелляционной жалобе представителя ответчика Сергеевой Т.В. на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 сентября 2015 г., которым постановлено:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного прокурора Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать администрацию МО "г.Северобайкальск" принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в выделах 1,2,3,6,7,10 квартала 275, примерной площадью загрязнения 3,5 Га, выделах 13,3,20 квартала 274, сопредельных с выделом 15,15 квартала 306 Северобайкальского лесничества, выделах 5,7,8,14,13,3 квартала 300, выделах 1,4,5 квартала 301 примерной площадью 2,5 Га, выделах 2,3,5,6 квартала 298, примерной площадью загрязнении 3,5 Га, выделах 2,3 квартала 298, в карьере, примерная площадь загрязнения 1,2 Га Северобайкальского участкового лесничества, расположенных в границах МО "г.Северобайкальск" в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения прокурора Дмитриевой Ю.А., представителя Республиканского агентство лесного хозяйства Кривобоковой В.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный прокурор Республики Бурятия обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "город Северобайкальск с требованием о понуждении ликвидировать несанкционированные свалки.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной проверкой установлено, что на территории муниципального образования "г.Северобайкальск" в прилегающих участках лесного фонда обнаружены места несанкционированного размещения отходов. Свалки образованы из отходов промышленной деятельности, жизнедеятельности населения г.Северобайкальск. Обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на орган местного самоуправления.
В суде первой инстанции помощник Северобайкальского межрайонного прокурора РБ Бочарова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель Администрации МО "г.Северобайкальск" Сергеева Т.В. исковые требования не признала, пояснив, что земельные участки, на которых обнаружены свалки, не являются собственностью муниципального образования г.Северобайкальск. Данные участки являются землями государственного лесного фонда, распоряжение которыми осуществляется Республиканским агентством лесного хозяйства. Агентству выделяются денежные средства на цели уборки мусора с указанных территорий, в связи с чем полагает, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по уборке несанкционированных свалок.
Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства Бовкун А.А. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Районный суд постановилвышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО "г.Северобайкальск" Сергеева Т.М. просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на те же доводы, что и в районном суде, считая, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, должна быть возложена судом на Республиканское агентство лесного хозяйства.
В суд апелляционной инстанции представитель Администрации МО "город Северобайкальск" Сергеева Т.В. не явилась, просила рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Прокурор Дмитриева Ю.А. предоставила отказ Северобайкальского межрайонного прокурора от иска в части обязания ответчика принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в выделах 1,2,3,6,7,10 квартала 275, примерной площадью загрязнения 3,5 Га, выделах 13,3,20 квартала 274, сопредельных с выделом 15,15 квартала 306 Северобайкальского лесничества, выделах 5,7,8,14,13,3 квартала 300, выделах 1,4,5 квартала 301 примерной площадью 2,5 Га, выделах 2,3,5,6 квартала 298, примерной площадью загрязнении 3,5 Га. В части обязания ответчика принять меры к ликвидации несанкционированной свалки в выделах 2,3 квартала 298, в карьере, примерная площадь загрязнения 1,2 Га просила решение оставить без изменений, так как данная свалка находится за пределами лесного фонда, около указанных выделов, на территории муниципального образования.
Представитель Республиканского агентство лесного хозяйства Кривобокова В.В. не возражала против частичного отказа прокурора в иске. По поводу свалки в выделах 2,3 квартала 298, пояснила, что согласно план-схеме несанкционированная свалка находится за пределами квартала 298 и не расположена на землях лесного фонда.
Проверив материалы дела, изучив апелляционную жалобу, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.326.1 Гражданского процессуального кодекса РФ отказ истца от иска, признание иска ответчиком или мировое соглашение сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме. В случае, если отказ истца от иска, признание иска ответчиком, условия мирового соглашения сторон были заявлены в судебном заседании, такие отказ, признание, условия заносятся в протокол судебного заседания и подписываются соответственно истцом, ответчиком, сторонами мирового соглашения. Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска или заявления сторон о заключении мирового соглашения определяются по правилам, установленным частями второй и третьей статьи 173 настоящего Кодекса. При принятии отказа истца от иска или при утверждении мирового соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по делу.
Согласно ч.1 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Учитывая, что Северобайкальским межрайонным прокурором РБ в письменной форме заявлен отказ от иска в части обязания Администрации МО "г.Северобайкальск" принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в выделах 1,2,3,6,7,10 квартала 275, примерной площадью загрязнения 3,5 Га, выделах 13,3,20 квартала 274, сопредельных с выделом 15,15 квартала 306 Северобайкальского лесничества, выделах 5,7,8,14,13,3 квартала 300, выделах 1,4,5 квартала 301 примерной площадью 2,5 Га, выделах 2,3,5,6 квартала 298, примерной площадью загрязнении 3,5 Га и данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия в данной части отменяет решение суда, и производство по делу в данной части прекращает.
В части исковых требований об обязания ответчика принять меры к ликвидации несанкционированной свалки в выделах 2,3 квартала 298, в карьере, примерная площадь загрязнения 1,2 Га судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Статьей 42 Конституции РФ и ч.1 ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.1 ст.4 ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии со ст.51 ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу ч.1 ст.7 названного закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Части 1 и 2 ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривают, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ч.1 ст.8 ФЗ "Об отходах производства и потребления").
В соответствии с п.11,24 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из материалов дела следует, что несанкционированная свалка около выделах 2,3 квартала 298, в карьере, примерной площадью загрязнения 1,2 Га находится в границах городского округа муниципального образования "город Северобайкальск", за пределами лесного фонда.
Данное обстоятельство подтверждается план-схемой, имеющейся в материалах дела (л.д.9), а также пояснениями представителя Республиканского агентства лесного хозяйства.
Учитывая, что стороной ответчика доказательств обратного не представлено, решение суда в данной части является правильным, а доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, должна быть возложена судом на Республиканское агентство лесного хозяйства подлежат отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ Северобайкальского межрайонного прокурора Республики Бурятия от исковых требовании в части обязания Администрации МО "г.Северобайкальск" принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в выделах 1,2,3,6,7,10 квартала 275, примерной площадью загрязнения 3,5 Га, выделах 13,3,20 квартала 274, сопредельных с выделом 15,15 квартала 306 Северобайкальского лесничества, выделах 5,7,8,14,13,3 квартала 300, выделах 1,4,5 квартала 301 примерной площадью 2,5 Га, выделах 2,3,5,6 квартала 298, примерной площадью загрязнении 3,5 Га.
Решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 сентября 2015 г. отменить в части обязания Администрации МО "г.Северобайкальск" принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в выделах 1,2,3,6,7,10 квартала 275, примерной площадью загрязнения 3,5 Га, выделах 13,3,20 квартала 274, сопредельных с выделом 15,15 квартала 306 Северобайкальского лесничества, выделах 5,7,8,14,13,3 квартала 300, выделах 1,4,5 квартала 301 примерной площадью 2,5 Га, выделах 2,3,5,6 квартала 298, примерной площадью загрязнении 3,5 Га
Производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 30 сентября 2015 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Т.А. Урмаева
Судьи коллегии: О.Р. Холонгуева
Е.И. Захаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.