Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю.П.,
судей
Лимоновой Л.Ф.,
Ильиной О.В.
при секретаре Аникиной Е.В. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску Чемыхина В.Н. , Чемыхиной Л.А. , Чемыхина А.В. , Чемыхиной Ю.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ( / / ), к Администрации г.Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о признании права на получение жилищного сертификата, признании незаконным отказов в выдаче сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат
по апелляционной жалобе ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области на решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 13.07.2015.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., объяснения истцов, представителя истцов, судебная коллегия
установила:
Чемыхина В.Н. , Чемыхиной Л.А. , Чемыхина А.В. , Чемыхиной Ю.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ( / / ), обратились в суд с иском, в котором с учетом уточнения просили:
признать право истцов на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы";
признать незаконными отказ в выдаче государственного жилищного сертификата Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 22.12.2014 ( / / );
признать незаконным отказ в предоставлении государственного жилищного сертификата, выраженный в письме Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 18.09.2014 ( / / ) в отношении истцов;
обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области выдать государственный жилищный сертификат (выдачу сертификата произвести через Администрацию г.Екатеринбурга) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" в 2015 году в составе семьи 5 человек на 23 кв.м.
Решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 13.07.2015 исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными отказ Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 22.12.2014 и отказ Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 18.09.2014 в выдаче Чемыхина В.Н. на семью из 5 человек жилищного сертификата. На Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области возложена обязанность выдать Чемыхина В.Н. , Чемыхиной Л.А. , Чемыхина А.В. , Чемыхиной Ю.В., ( / / ) государственный жилищный сертификат из расчета общей площади жилого помещения 23 кв.м.
С таким решением не согласился ответчик Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, его представителем Кулаковым Д.С., действующим на основании доверенности от ( / / ), подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что право на получение сертификата предоставляется гражданину-участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты составляет не менее 18 кв.м. Разница между площадью жилого помещения, установленной по нормативу для семьи Чемыхина В.Н. (90 кв.м) и общей площадью жилых помещений - отчужденного и оставленного для дальнейшего проживания (107,4 кв.м) - составляет менее 18 кв.м. Следовательно, без обязательства о безвозмездном отчуждении жилого помещения по адресу: ( / / ), жилищный сертификат семье Чемыхина В.Н. выдан быть не может.
Представителем истцов Симкиным В.В., действующим на основании доверенности от ( / / ), представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истцы Чемыхина В.Н. , Чемыхиной Ю.В., представитель истцов Симкин В.В., действующий на основании доверенности от ( / / ), поддержали доводы письменных возражений на апелляционную жалобу.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно путем направления 26.11.2015 судебных извещений по адресам, имеющимся в материалах дела, а также путем публичного размещения информации о времени и месте рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет: http://www.ekboblsud.ru.
Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Кулаков Д.С. в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства. Остальные участники разбирательства об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения истцов и их представителя, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что распоряжением главы Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 20.01.2012 ( / / ) Чемыхина В.Н. , как лицо, отнесенное к категории граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда по основаниям, установленным Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и члены его семьи ( Чемыхиной Л.А. , Чемыхиной Ю.В., Чемыхина А.В. , ( / / )) признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования на территории г.Екатеринбурга.
Распоряжением Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга от 04.07.2013 ( / / ) семья Чемыхина В.Н. в количестве 5 человек признана участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 гг.".
Из материалов дела следует, что ранее истцам Чемыхина В.Н. , Чемыхиной Л.А. , Чемыхиной Ю.В., Чемыхина А.В. на праве общей долевой собственности принадлежала двухкомнатная квартира ( / / ) общей площадью 40,4 кв.м в доме ( / / ), право собственности истцов возникло на основании договора передачи квартиры в собственность граждан от 23.11.2004, было зарегистрировано 10.08.2005.
Указанная квартира была продана истцами, право собственности на эту квартиру было прекращено 24.04.2012. А 28.03.2012 в общую долевую собственность указанных истцов была приобретена трехкомнатная квартира ( / / ) общей площадью 67,0 кв.м в доме ( / / ) на основании договора купли-продажи, право собственности истцов на данную квартиру было зарегистрировано 24.04.2012.
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области письмом от 18.09.2014 возвратило Администрации Чкаловского района г.Екатеринбурга без выдачи государственного жилищного сертификата учетное дело семьи Чемыхина В.Н. , указав, что совокупная площадь приобретенного и отчужденного истцами жилого помещения в 2012 г. составляет 107,4 кв.м, в связи с чем сертификат их семье может быть предоставлен только в случае подписания обязательства по отчуждению занимаемой квартиры (пункт 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 N 153 (далее по тексту - Правила).
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что отказ в выдаче государственного жилищного сертификата является незаконным, поскольку положения пункта 16.2 Правил направлены на учет фактической нуждаемости в обеспечении жильем. Судом указано, что государство приняло на себя обязательство обеспечить отдельные категории граждан жильем до установленной нормы. Поэтому при намерении истцов оставить принадлежащее им жилое помещение для дальнейшего проживания размер социальной выплаты определяется как необходимая для улучшения жилищных условий разница между площадью по нормативу и площадью оставляемого помещения. Площадь отчужденного жилого помещения (40,4 кв.м) в данном случае учету не подлежит, поскольку взамен него приобретено другое жилое помещение большей площадью (67,0 кв.м), следовательно намеренного ухудшения своего положения истцами не допущено, и государство обязано исполнить принятые на себя обязательства, предоставив истцам социальную выплату, размер которой рассчитан исходя из 23 кв.м (90 кв.м - 67 кв.м).
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании нормы права и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции.
Так, пункт 16.2 Правил устанавливает порядок определения размера общей площади жилого помещения, принимаемого для расчета размера социальной выплаты, в тех случаях, когда гражданин - участник подпрограммы (члены его семьи) производит отчуждение принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения или принимает решение не отчуждать такое жилое помещение. В таком случае, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.
Таким образом, учитывая, что истцами было произведено отчуждение жилого помещения площадью 40,4 кв.м, одновременно с этим было приобретено другое жилое помещение большей площадью - 67,0 кв.м, то ответчиком в целях расчета размера социальной выплаты необоснованно суммируется площадь отчужденного и приобретенного жилых помещений, так как в данном случае исходя из положений пункта 16.2 Правил необходимо учитывать лишь площадь оставленного для дальнейшего проживания жилого помещения (67 кв.м).
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 13.07.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.П.Москаленко
Судья О.В.Ильина
Судья Л.Ф.Лимонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.