Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Соболевой Т. Е.,
судей Кормильцевой И.И.,
Коряковой Н.С.,
при секретаре Ким Р.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 декабря 2015 года гражданское (административное) дело по заявлению (административному иску) Николаева С.Н., Николаевой Ю.Н. о признании незаконным постановления администрации Шалинского городского округа от 05 августа 2015 года N 742
по апелляционной жалобе заявителей (административных истцов) Николаева С.Н., Николаевой Ю.Н.
на решение Шалинского районного суда Свердловской области от 17 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Соболевой Т.Е., судебная коллегия
установила:
Николаев С.Н., Николаева Ю.Н. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о признании незаконным постановления администрации Шалинского городского округа от 05 августа 2015 года N 742 "О снятии с учета граждан, состоящих на учете в качестве лиц имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков находящихся в муниципальной собственности во внеочередном порядке".
В обоснование заявления указано, что распоряжением от 05.07.2012 N 292 заявители, являясь многодетной семьей, были включены в очередь на предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в августе 2015 года им было направлено уведомление о возможном предоставлении земельного участка с указанием о предоставлении необходимых документов. После предоставления заявителями документов администрацией Шалинского городского округа было принято оспариваемое постановление без указания причин снятия их с учета, которое противоречит положениям Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и нарушает их права.
В судебном заседании заявители (административные истцы) Николаев С.Н., Николаева Ю.Н., представитель заявителей Новоселов О.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица (административного ответчика) администрации Шалинского городского округа Коньков А.М. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Решением Шалинского районного суда Свердловской области от 17 сентября 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявители (административные истцы) просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на нарушение судом норм материального права. В дополнениях к апелляционной жалобе просят проверить решение суда в полном объеме в интересах законности на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установить незаконное бездействие администрации Шалинского городского округа в непредоставлении земельного участка.
Заинтересованным лицом (административным ответчиком) принесены письменные возражения относительно апелляционной жалобы с указанием о законности решения суда.
Заявители (административные истцы) Николаев С.Н., Николаева Ю.Н., представитель заинтересованного лица (административного ответчика) администрации Шалинского городского округа, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, не просили об отложении рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, определилобстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановилрешение в соответствии с нормами материального и процессуального законодательства.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действующей до 15 сентября 2015 года) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (введенного в действие с 15 сентября 2015 года), согласно которой гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания решения органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется, и в судебном заседании установлено не было, что явилось основанием для отказа в удовлетворении требований заявителей. Судебная коллегия находит правильными выводы суда.
Пунктом 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01 марта 2015 года, предусматривалось, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.
Вместе с тем в абзаце втором указанного пункта федеральным законодателем было предусмотрено право граждан, имеющих трех и более детей, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок бесплатно, а также без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, в том числе для индивидуального жилищного строительства, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
С 1 марта 2015 года случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно установлены статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил полномочия по определению оснований и условий для бесплатного предоставления земли гражданам, имеющим трех и более детей, исключительно законодателю субъекта Российской Федерации, при этом до 1 марта 2015 года Земельным кодексом Российской Федерации была установлена форма соответствующего правового акта - закон субъекта Российской Федерации.
Закон Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" (далее - Закон Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ) на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и Устава Свердловской области регулирует отношения по использованию и охране земель в Свердловской области как основы жизни и деятельности населения, проживающего на ее территории (земельные отношения) (статья 1).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 22 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в следующих случаях: предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан: гражданам, являющимся на день подачи заявлений о предоставлении земельных участков родителями или лицами, их заменяющими, воспитывающими трех или более несовершеннолетних детей, и совместно обратившимся за предоставлением земельного участка.
В силу положений статьи 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется путем: 1) принятия граждан на такой учет; 2) ведения очереди граждан, состоящих на таком учете; 3) снятия граждан, состоящих на таком учете, с учета.
Учету в порядке, установленном в настоящей статье, подлежат граждане, указанные в подпункте 3 пункта 2 статьи 22 настоящего Закона Свердловской области (пункт 1).
Учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, ведется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета, - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (подпункт 2 пункта 2).
Принятие граждан на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявлений о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков.
Заявления о принятии на учет подаются гражданами в органы местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета, - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3).
По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, прилагаемых к заявлениям о принятии на учет, органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принимается решение о принятии гражданина на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (подпункт 1 пункта 4).
Решения о снятии граждан, состоящих на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учета принимаются органами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
Граждане, состоящие на учете граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, снимаются с учета в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 8).
Орган, указанный в пункте 2 настоящей статьи, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение о снятии гражданина с учета, заверенную копию принятого решения в течение пяти дней со дня его принятия (пункт 9).
Как следует из материалов дела и было установлено судом, распоряжением начальника Управления архитектуры, градостроительства и землепользования Шалинского городского округа от 05.07.2012 N 292 "О включении в очередь на предоставление в собственность однократно бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории Шалинского городского округа" Николаев С.Н., Николаева Ю.Н. на основании их совместного заявления, как родители, воспитывающие трех несовершеннолетних детей, были включены в указанную очередь. 03.08.2015 в адрес Николаева С.Н., Николаевой Ю.Н. администрацией Шалинского городского округа было направлено уведомление N 3398 о возможном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием в случае согласия о необходимости предоставления документов, прилагаемых к заявлению о постановке на учет. 05.08.2015 администрацией Шалинского городского округа было принято постановление N 742 "О снятии с учета граждан, состоящих на учете в качестве лиц имеющих право на предоставление в собственность однократно бесплатно земельных участков находящихся в муниципальной собственности во внеочередном порядке", которым Николаев С.Н., Николаева Ю.Н. были сняты с учета на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 25 Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ в связи с утратой оснований, дающих право на получение в собственность бесплатно земельного участка. Основанием для исключения явилось предоставление копии удостоверения многодетной семьи Свердловской области, действительного до 17.06.2015, в связи с достижением совершеннолетия сына Н., ( / / ) года рождения. Постановление администрации Шалинского городского округа от 05.08.2015 N 742, которое является предметом оспаривания, было получено заявителями.
В силу статьи 1 Закона Свердловской области от 20.11.2009 N 100-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Свердловской области" многодетной семьей признается семья, имеющая трех и более детей в возрасте до восемнадцати лет, в том числе детей, принятых в семью на воспитание. Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно применил положения указанного Закона Свердловской области, определяющего понятие многодетной семьи, исходя из статуса семьи заявителей, который являлся обстоятельством, имеющим значение для дела.
Суд, отказывая в удовлетворении заявления, исходя из установленных по делу обстоятельств, правильно признал необоснованными заявленные требования заявителей, поскольку в судебном заседании было установлено, что оспариваемое решение органа местного самоуправления принято уполномоченным органом в пределах компетенции, не противоречит нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, сделанными на основании обстоятельств, установленных в судебном заедании, и с учетом системного анализа вышеприведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Свердловской области от 07.07.2004 N 18-ОЗ, которым предусмотрено регулирование отдельных правоотношений при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории субъекта.
Доводы апелляционной жалобы заявителей со ссылкой на статью 28 Земельного кодекса Российской Федерации, утратившей силу с 01 марта 2015 года, о незаконном снятии с учета, поскольку на день подачи заявления о предоставлении земельного участка, они являлись многодетной семьей, являются несостоятельными, поскольку построены на неправильном толковании норм материального права.
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом постановления Правительства Свердловской области от 22.07.2014 N 648-ПП "О реализации статьи 25 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" заслуживает внимание, поскольку утвержденный постановлением перечень документов, прилагаемых к заявлению о принятии на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, не подлежит применению в настоящем деле.
Указанное постановление регулирует прием заявления о постановке на учет граждан в качестве лиц, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной собственности Свердловской области, который осуществляется уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, находящимися в областной собственности - Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области. Судебная коллегия полагает, что указанный вывод суда подлежит исключению из мотивировочной части решения, вместе с тем, он не влияет на законность решения суда и не является основанием для отмены решения суда, поскольку в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в дополнениях, являются несостоятельными, поскольку в силу положений части 1 статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административными истцами требованиям, которыми в данном случае не были заявлены требования об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в непредоставлении заявителям земельного участка.
При этом административные истцы не лишены возможности обратиться в суд с исковыми требованиями в указанной части о предоставлении земельного участка, которые подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Судебной коллегией также не могут быть рассмотрены требования, указанные в дополнениях к апелляционной жалобе, поскольку в силу части 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.
В целом апелляционная жалоба повторяет доводы заявления и правовую позицию заявителей, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют, поскольку доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не основаны на нормах материального права, подлежащих применению в данном деле.
Апелляционная жалоба не содержит обоснованных указаний о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Судебной коллегией такие обстоятельства также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шалинского районного суда Свердловской области от 17 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителей (административных истцов) Николаева С.Н., Николаевой Ю.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Т.Е. Соболева
Судьи И.И. Кормильцева
Н.С. Корякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.