Свердловский областной суд в составе судьи Шумкова Е.С.
при секретаре Четиной Е.А.,
с участием представителя административного истца Ахтямовой Л.С. - Апалькова К.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ахтямовой Л.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
установил:
Ахтямова Л.С. (далее также административный истец) является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером 66:35:0221001:3956, площадью 8713 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Березовский, ПСК "Шиловский", с левой стороны от дороги, ведущей на коллективный сад N 100 "Строитель" между землями сада N 100 "Строитель" и землями лесного фонда, уч. N 373 (т.1, л.д. 13);
- с кадастровым номером 66:35:0221001:3947, площадью 32 772 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Березовский, ПСК "Шиловский", с левой стороны от дороги, ведущей на коллективный сад N 100 "Строитель" между землями сада N 100 "Строитель" и землями лесного фонда, уч. N 372 (т.1, л.д. 14);
- с кадастровым номером 66:35:0221001:3957, площадью 55 570 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Березовский, ПСК "Шиловский", с левой стороны от дороги, ведущей на коллективный сад N 100 "Строитель" между землями сада N 100 "Строитель" и землями лесного фонда, уч. N 371 (т.1, л.д. 15).
Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 21 октября 2014 года в размере:
- 6039764 рубля 47 копеек для земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3956 (т.1, л.д. 165);
- 22717222 рубля 68 копеек для земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3947 (т.1, л.д. 166);
- 38520568 рублей 20 копеек для земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3957 (т.1, л.д. 164).
Административный истец обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости. В обоснование указал, что рыночная стоимость земельных участков установлена отчетом оценщика, а кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права истца в части размера уплачиваемого земельного налога.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал, пояснил, что рыночная стоимость земельных участков может быть установлена в соответствии с выводами судебной экспертизы, проведенной по делу.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области и филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Свердловской области в настоящее судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом (т.2, л.д. 232-233).
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав представителя административного истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Статья 24.18 названного федерального закона устанавливает, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, Ахтямова Л.С., в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется исходя из величины кадастровой стоимости земельных участков. Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков затрагивают права административного истца, поскольку влияют на величину уплачиваемого им земельного налога, а он вправе оспорить в суде вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 66 земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости. Резолютивная часть решения суда должна содержать указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости (часть 3 статьи 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке.
В силу статьи 12 названного Федерального закона итоговая величина рыночной стоимости земельного участка, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленной законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка, административным истцом представлен отчет оценщика N 1308-15/3, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 21 октября 2104 года составляла:
- 6596011 рублей 76 копеек - участок с кадастровым номером 66:35:0221001:3957;
- 9787376 рублей 23 копейки - участок с кадастровым номером 66:35:0221001:3947;
- 2742780 рублей 67 копеек - участок с кадастровым номером 66:35:0221001:3956 (т.2, л.д. 1-152).
Однако в ходе рассмотрения дела у суда возникли сомнения относительно достоверности выводов оценщика, в связи с этим по делу была назначена судебная экспертиза на предмет установления рыночной стоимости земельного участка (т.2, л.д. 201-202).
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Уральское бюро экспертизы и оценки" N 36-12/15 (экспертиза проведена в период с 24 ноября 2015 года по 15 декабря 2015 года) рыночная стоимость с учетом округления:
- земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3957 по состоянию на 21 октября 2014 года составляет 4330 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3947 по состоянию на 21 октября 2014 года составляет 2560 000 рублей;
- земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3956 по состоянию на 21 октября 2014 года составляет 680000 рублей (т.2, л.д. 204-228).
Часть 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует вышеперечисленным требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Лицами, участвующими в деле, не представлено каких-либо доказательств опровергающих выводы эксперта, а также ставящих их под сомнение.
В то же время у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта, поскольку заключение эксперта мотивировано, обосновано исследованными обстоятельствами и не содержит противоречий.
Учитывая изложенное и, принимая во внимание, что административными ответчиками и другими лицами, участвующими в деле, не представлено допустимых, относимых и не вызывающих сомнений доказательств иной величины рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков, чем указана в заключении эксперта, суд находит доказанным, что их рыночная стоимость по состоянию на 21 октября 2014 года была равной суммам, указанным в вышеприведенном заключении эксперта.
Установленная судом рыночная стоимость земельных участков в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве кадастровой по результатам рассмотрения настоящего спора.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов кадастровой стоимости земельного участка является дата обращения административного истца с настоящим иском - 13 августа 2015 года (т.1, л.д. 4).
Указанная дата, а также сведения об установленной судом кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, в соответствии с требованиями статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости на основании настоящего решения.
Установленная кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 01 января 2015 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. Порядок применения этой кадастровой стоимости для иных целей регламентирован Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку обратившись в суд с настоящим административным иском, административный истец реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, то настоящее решение нельзя расценивать как принятое против административных ответчиков, в связи с чем все судебные расходы подлежат отнесению на административного истца и взысканию с административных ответчиков они не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования Ахтямовой Л.С. удовлетворить.
Установить на период с 01 января 2015 года и до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость:
- земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3956, площадью 8713 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ПСК "Шиловский", с левой стороны от дороги, ведущей на коллективный сад N 100 "Строитель" между землями сада N 100 "Строитель" и землями лесного фонда, уч. N 373, в размере 680000 (шестьсот восемьдесят тысяч) рублей 00 (ноль) копеек, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2014 года;
- земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3947, площадью 32 772 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ПСК "Шиловский", с левой стороны от дороги, ведущей на коллективный сад N 100 "Строитель" между землями сада N 100 "Строитель" и землями лесного фонда, уч. N 372, в размере 2560000 (два миллиона пятьсот шестьдесят тысяч) рублей 00 (ноль) копеек, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2014 года;
- земельного участка с кадастровым номером 66:35:0221001:3957, площадью 55 570 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения дачного хозяйства, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Березовский, ПСК "Шиловский", с левой стороны от дороги, ведущей на коллективный сад N 100 "Строитель" между землями сада N 100 "Строитель" и землями лесного фонда, уч. N 371, в размере 4330000 (четыре миллиона триста тридцать тысяч) рублей 00 (ноль) копеек, равной его рыночной стоимости по состоянию на 21 октября 2014 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 13 августа 2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда.
Судья Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.