Судья Свердловского областного суда Чиркова Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании 22.12.2015 жалобу законного представителя Администрации Кировградского городского округа Кожевникова А.С. на решение судьи Кировградского городского суда Свердловской области от 25.09.2015, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
постановлением заместителя главного государственного санитарного врача - заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе ( / / )13 Ю.М. от 22.06.2015 Администрации Кировградского городского округа (далее по тексту Администрация) по ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде 20 000 рублей штрафа за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, выявленное 27.04.2015 в ходе плановой выездной проверки, а именно: не обеспечение условий, необходимых для подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям; не соответствие установленным требованиям качества питьевой воды из нецентрализованного источника питьевого водоснабжения - шахтного колодца по ул. Декабристов в г. Кировград; за осуществление забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на использование источника водоснабжения; за отсутствие согласования инвестиционной программы и согласованного плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями; за невнесение изменений в техническое задание после получения уведомления о несоответствии питьевой воды нормативам качества.
Решением судьи городского суда постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе Глава Администрации Кожевников А.С. ставит вопрос об отмене состоявшихся решений и о прекращении производства по делу за отсутствием состава нарушения, указывая в обоснование доводов, что орган местного самоуправления не осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, не имеет контрольных полномочий в отношении гарантирующего поставщика ПАО " ( / / )", а нецентрализованные источники питьевого водоснабжения в собственности муниципального образования не находятся.
Проверив материалы дела и доводы жалобы, заслушав защитников Администрации Железнову Н.В., Зайцеву К.А., специалистов ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Чурилову Е.С., Кондратьева С.А., прихожу к следующему.
Статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Закон N 52-ФЗ) население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (ч. 5 ст. 18 Закона N 52-ФЗ).
Как видно из материалов дела, 25.09.2014 постановлением Главы администрации Кировградского городского округа Кожевникова А.С. утверждена схема водоснабжения и водоотведения Кировградского городского округа на период 2014-2028 год (л.д. 10).
26.01.2015 - определена гарантирующая организация для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения на территории Кировградского городского округа на период 2014-2028 год - ПАО " ( / / )" (л.д. 11).
27.02.2015 - утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения ПАО " ( / / )" (л.д. 12-14).
Согласно акту плановой выездной проверки Администрации от 27.04.2015, качество питьевой воды из нецентрализованного источника питьевого водоснабжения - шахтного колодца по ул. Декабристов в г. Кировград по содержанию нитратов, наличию общих колиформных бактерий, наличию термотолерантных колиформных бактерий не соответствует п. 4.1 СанПин 2.1.4.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников".
Кроме этого, качество питьевой воды централизованного водоснабжения, поставляемой жителям Кировградского городского округа, не соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества" по показателям цветность, мутность, окисляемость перманганатная, наличие ОКБ, ТКБ, коли-фаги, клостридий, железа, марганца.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации протокола об административном правонарушении.
Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу о наличии в ее бездействии по не обеспечению условий, необходимых для подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, по не обеспечению соответствия качества питьевой воды из нецентрализованного источника установленным требованиям состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
У Администрации имелась возможность для соблюдения требований санитарного законодательства, но ею не были приняты необходимые и достаточные меры по их соблюдению, иного из материалов дела не следует.
Поскольку право населения городского округа на обеспечение безопасной питьевой водой не может быть постановлено в зависимость от наличия формального признака (регистрации права собственности), не имеют значения доводы жалобы о том, что право муниципальной собственности на источники нецентрализованного водоснабжения не зарегистрировано.
Наличие централизованного водоснабжения и собственных источников водоснабжения (скважин) не освобождает Администрацию от обязанности обеспечить соответствие установленным требованиям качества питьевой воды в нецентрализованных источниках. Данный вывод следует из взаимосвязанного толкования п. 1 ч. 1 ст. 6 и п. 12 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон N 416-ФЗ).
Довод жалобы о том, что Администрация не является субъектом вмененного нарушения, поскольку в спорных правоотношениях выступает не как хозяйствующий субъект, а реализует властно-распорядительную функцию, противоречит обстоятельствам, установленным при рассмотрении дела.
Из ч. 5 ст. 18 Закона N 52-ФЗ, ч. 2 ст. 23 Закона N 416 ФЗ следует, что определение гарантирующей организации для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечить условия, необходимые для организации подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В частности, в случае прекращения или ограничения водоснабжения по основаниям, указанным в п.п. 1 - 3 ч. 1, п.п. 1, 5 - 7 ч. 3 ст. 21, орган местного самоуправления обязан в течение одних суток обеспечить население питьевой водой, в том числе путем подвоза воды.
Наказание назначено в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи, отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения, задач законодательства об административных правонарушениях, требований ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемых постановления и решения, при производстве по делу допущено не было.
По смыслу ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" привлечение к проведению экспертизы ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе", вручение протоколов лабораторных испытаний и предписания не одновременно с вручением акта проверки нарушений прав лица, привлекаемого к ответственности, не повлеки и не являются основанием для признания результатов проверки недействительными.
При этом состоявшиеся по делу решения подлежат изменению по следующим основаниям.
Специалистами ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области не оспаривалось в ходе рассмотрения жалобы, что обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение на использование источников водоснабжения (ч. 3 ст. 18 Закона N 52-ФЗ), обязанность разработать инвестиционную программу и план мероприятий по улучшению качества воды (п. 7 ст. 23, ст. 40 Закона N 416-ФЗ) возлагается на гарантирующую организацию.
Доказательств предоставления инвестиционной программы и плана мероприятий по улучшению качества воды на согласование Администрации материалы дела не содержат.
Доводы административного органа о том, что вина Администрации заключается в неосуществлении контроля за исполнением гарантирующей организацией своих обязанностей, не состоятельны, поскольку орган местного самоуправления в силу положений Закона N 416-ФЗ контрольными функциями в отношении ресурсоснабжающей организации не наделен.
Не основан на материалах дела вывод о нарушении Администрацией п. 6 ст. 23 Закона N 416-ФЗ. Уведомление о несоответствии качества питьевой воды не было представлено ТО Управления Роспотребнадзора в орган местного самоуправления в срок до 01.02.2015, оно было вручено 30.03.2015 (л.д. 133), то есть по истечении срока, установленного законом для внесения органом местного самоуправления изменений в техническое задание - 01.03.2015. Представленные в ходе рассмотрения жалобы предложения и письма уведомлением, предусмотренным ч. 5 ст. 23 Закона N 416-ФЗ, признаны быть не могут. Кроме этого, в ходе рассмотрения дела специалистами ТО Управления Роспотребнадзора не были опровергнуты доводы жалобы о том, что уведомление 30.03.2015 вручено неуполномоченному лицу - Главе Кировоградского городского округа ( / / )14 А.А., который исполняет полномочия председателя Думы городского округа и не возглавляет Администрацию (ст.ст. 26-27 Устава Кировоградского городского округа).
При таких обстоятельствах вывод об осуществлении забора воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на использование источника водоснабжения, об отсутствии согласования инвестиционной программы и плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, о не внесении изменений в техническое задание после получения уведомления о несоответствии питьевой воды нормативам качества подлежит исключению из постановления должностного лица и решения судьи в связи с недоказанностью данных обстоятельств.
Руководствуясь ст. 30.9, п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача - заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе ( / / )15 Ю.М. от 22.06.2015 и решение судьи Кировградского городского суда Свердловской области от 25.09.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Кировградского городского округа, изменить, исключить из них указание о том, что Администрация осуществляет забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на использование источника водоснабжения, об отсутствии согласования инвестиционной программы и плана мероприятий по приведению качества воды в соответствие с установленными требованиями, о не внесении изменений в техническое задание после получения уведомления о несоответствии питьевой воды нормативам качества.
В остальной части эти же постановление и решение оставить без изменения, жалобу законного представителя - без удовлетворения.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.