Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Виноградовой О.Н.,
судей Кравченко А.И., Шульга С.В.,
при секретаре Труновой Н.П.,
с участием прокурора Маториной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа о понуждении создать противопожарные минерализованные полосы, произвести очистку от сухой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов в "адрес"
по апелляционной жалобе администрации Лесозаводского городского округа на решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 3 августа 2015 года, которым иск заместителя Лесозаводского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Лесозаводского городского округа удовлетворен.
На администрацию Лесозаводского городского округа возложена обязанность создать противопожарную минерализованную полосу и произвести очистку от сухой и зеленой растительности, мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, в "адрес", в течении 1-го месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., заключение прокурора Маториной О.А., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
установила:
Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что в результате проведенной проверки установлено, что в "адрес" не создана противопожарная минерализованная полоса, не обеспечена очистка от сухой и зеленой растительности, мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, что может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей в случае распространения лесного пожара и соответственно, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Лесозаводский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию Лесозаводского городского округа создать противопожарные минерализованные полосы, произвести очистку от сухой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов в "адрес".
В судебном заседании помощник Лесозаводского межрайонного прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель администрации Лесозаводского городского округа требования в части очистки от сухой и зеленой растительности, мусора территорий не признал, суду пояснил, что вся территория, находящаяся вблизи жилых домов, относиться к собственникам жилья и на них возложена обязанность скоса травы, уборки мусора. Село "адрес" не входит в перечень населенных пунктов Приморского края, подверженных угрозе лесных пожаров, утвержденный постановлением администрации Приморского края N 129-ПА от 14.04.2014. Вокруг села имеются естественные преграды, с двух сторон автотрасса, с других сторон обрабатываемые сельскохозяйственные поля, поэтому создание минерализованной полосы не требуется.
Представитель ГУ МЧС России по Приморскому краю заявленные Лесозаводским межрайонным прокурором требования поддержал.
Представитель КГКУ "28 отряд противопожарной службы Приморского края по охране Лесозаводского городского округа" заявленные Лесозаводским межрайонным прокурором требования поддержал.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласна администрация Лесозаводского городского округа, представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, считает решение суда законным и обоснованным.
В силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
В соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 данного Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 63 указанного Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально- технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Пунктом 78 указанных Правил предписано, что на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Судом первой инстанции установлено, что Лесозаводской межрайонной прокуратурой была проведена проверка обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов Лесозаводского городского округа, по результатам которой установлено, что в "адрес" отсутствуют противопожарные минерализованные полосы, не обеспечена очистка от сухой и зеленой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов.
Указанные обстоятельства достоверно подтверждены письменными доказательствами по делу и не вызывают сомнения у судебной коллегии.
Поскольку непринятие своевременных мер по созданию защитной противопожарной минерализованной полосы, а также по обеспечению очистки от сухой и зеленой растительности и мусора территорий, находящихся в непосредственной близости от жилых домов, может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей в случае распространения лесного пожара, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Судом правильно определены существенные для дела обстоятельства, выводы суда мотивированы, сделаны на анализе норм права и оценке всех представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Довод жалобы об отсутствии необходимости создания минерализованной полосы в "адрес" не может быть признан обоснованным, поскольку указанный населенный пункт граничит с лесными насаждениями и подвержен возникновению пожаров. Неисполнение обязанности по созданию противопожарной минерализованной полосы администрацией Лесозаводского городского округа нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку непринятие своевременных мер может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей.
Кроме того, нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что в соответствии с Правилами внешнего благоустройства на территории Лесозаводского городского округа, утвержденными решением Думы Лесозаводского городского округа от 28.05.2009 N 127-НПА обязанность по очистке территории от сухой и зеленой растительности и бытового мусора лежит на собственниках жилых домов.
Указанные Правила регулируют отношения, связанные с благоустройством и надлежащим содержанием территории городского округа, в том числе территорий, прилегающих к индивидуальным жилым домам, и не могут являться основанием для освобождения администрации Лесозаводского городского округа от выполнения обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Лесозаводского городского округа, к которым относится очистка территории от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Лесозаводского районного суда Приморского края от 3 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.