Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего судьи Кадкина А.А.,
судей: Важениной Н.С., Павлуцкой С.В.,
при секретаре Половове А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью (ООО) "Вертикаль" о возложении обязанности по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, по апелляционному представлению Уссурийского городского прокурора на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 11 августа 2015 года, которым в удовлетворении иска было отказано.
Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., объяснения прокурора Бобылевой О.А., судебная коллегия
установила:
Уссурийский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к ООО "Вертикаль" и просил возложить обязанность в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов для дома, расположенного по "адрес" согласовать размещение контейнерной площадки с управлением градостроительства администрации Уссурийского городского округа, муниципальным казенным учреждением Уссурийского городского округа "Управление благоустройства", ТО управления Роспотребнадзора по Приморскому краю в г. Уссурийске.
В обоснование иска было указано ООО "Вертикаль" является управляющей организацией в многоквартирном доме по "адрес". В нарушение требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 6.10.2003 года N 131-Фз "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных Думой УГО N 83-нпа от 6.11.2013 года ООО "Вертикаль" сбор и вывоз отходов производства и потребления для жильцов указанного дома производит не по контейнерной системе, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Ответчик иск не признал, указав, что нет возможности оборудовать площадки и установить мусорные контейнеры из-за плотной застройки. Вывоз мусора производится по позвонковой системе.
Третьи лица Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю, Управление градостроительства, Управление благоустройства в суд не явились.
Суд постановилрешение, которым в удовлетворении иска полностью отказал.
В апелляционном представлении Уссурийский городской прокурор просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, изучив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционном представлении прокурора, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части на следующих основаниях.
Отказывая в иске, суд посчитал не доказанным факт нарушения ответчиком нарушения прав и законных интересов граждан, проживающих в многоквартирном доме на "адрес". Установив, что в районе дома невозможно установить контейнерную площадку из-за плотной застройки домов, а вывоз ТБО осуществляется по позвонковой системе, которая не запрещена законом, суд пришел к выводу о том, что на ООО "Вертикаль" не может быть возложена обязанность по оборудованию контейнерной площадки для дома N 64 на ул. Комсомольской в г. Уссурийске.
С таким выводом нельзя согласиться.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Положениями статьи 42 Конституции Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и статьей 51 Федерального закона РФ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Думы Уссурийского городского округа от 6 ноября 2013 года N 803-нпа утверждены Правила благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, в соответствии с пунктом 42.5 которых сбор и удаление твердых бытовых отходов на территории Уссурийского городского округа осуществляется по контейнерной системе, системе несменяемых сборников и позвонковой системе. Сбор и вывоз отходов производства и потребления для многоквартирных домов, где существует возможность размещения контейнерных площадок с соблюдением СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года N 64, осуществляется по контейнерной системе или системе несменяемых сборников. Позвонковая система вывоза отходов производства и потребления допускается для одно-двухэтажных домов, в местах плотной застройки микрорайонов, где нет возможности соблюдения разрывов, нормируемых СанПин 2.1.2.2645.10.
При вынесении решения суд исходил из того, что на момент рассмотрения спора возможность оборудования контейнерной площадки у дома "адрес" отсутствовала, доказательства согласования места размещения контейнерной площадки с Управлением Роспотребнадзора не были представлены, а вывоз мусора от многоквартирного дома по позвонковой системе признан не противоречащим закону.
Между тем судом не было учтено, что в соответствии в соответствии с пп. "д" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
Согласно п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В п. 2.2.2., 2.2.3. и 2.2.11. Санитарных правил содержания территорий населенных мест" "СанПиН 42-128-4690-88" от 05.08.1988 г., указано, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-двухэтажных домах.
Применение судом положения Правил благоустройства и содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных решением Думы Уссурийского городского округа от 6 ноября 2013 года N 803-нпа о возможности применения позвонковой системы вывоза отходов производства и потребления в многоквартирных домах в местах плотной застройки микрорайонов, где нет возможности соблюдения разрывов, нормируемых СанПин 2.1.2.2645.10 является ошибочным, поскольку это положение противоречит Санитарным правилам содержания территорий населенных мест" "СанПиН 42-128-4690-88" от 05.08.1988 г.
Согласно абзацу тринадцатому статьи 12 ГК РФ при рассмотрении споров, связанных с защитой гражданских прав, суд не применяет противоречащий закону акт государственного органа или органа местного самоуправления независимо от признания этого акта недействительным. Это следует из разъяснения Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (п.9)
Кроме того, из материалов дела следует, что по протесту прокурора положение подпункта 42.5 пункта 42 раздела 8 Правил по решению Думы УГО от 29 сентября 2015 года приведено в соответствие с действующим законодательством.
Тот факт, что на момент рассмотрения спора отсутствовали сведения о возможности оборудования площадки и проведении согласования с Роспотребнадзором о месте контейнерной площадки для многоквартирного дома "адрес" не давало основания суду для отказа в иске прокурору в части возложения обязанности на управляющую компанию оборудовать контейнерную площадку для многоквартирного дома в соответствии с действующими правилами.
Данные о применении позвонковой системы вывоза ТБО из многоквартирного дома, оценены судом неправильно.
Санитарными правилами содержания территорий населенных мест" "СанПиН 42-128-4690-88" от 05.08.1988 г. прямо запрещено применение "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке.
При указанных обстоятельствах решение суда в части отказа в иске о возложении на ответчика обязанности по оборудованию контейнерной площадки является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.
С решением суда в части отказа в иске о возложении обязанности по согласованию места размещения контейнерной площадки, следует согласиться, поскольку согласование является безусловным основанием при оборудовании места размещения контейнерной площадки.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 11 августа 2015 года отменить в части отказа в иске о возложении обязанности на ООО "Вертикаль" по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов "адрес" Приморского края и принять новое решение.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" оборудовать контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов "адрес" в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционное представление оставить без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.