Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Пилипенко Е.В., Ровенко П.А.
при секретаре Витко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению главы администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. об отмене решения и.о.руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Приморском крае, предписания N по апелляционной жалобе главы администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. на решение Черниговского районного суда Приморского края от 9 сентября 2015 года, которым исковое заявление главы администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Пилипенко Е.В., судебная коллегия
установила:
глава администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что решением и.о. руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Приморском крае от 20 февраля 2015 года признано правомерным предписание N, согласно которому на главу администрации Черниговского сельского поселения в срок до 26 декабря 2014 года возложена обязанность устранить нарушения трудового законодательства, а именно: в соответствии с ч. 2 ст. 151 Трудового кодекса РФ, соглашением, заключенным с заместителем главы администрации Черниговского сельского поселения Шарлай А.Я., установить ему размер доплаты за исполнение обязанностей главы администрации Черниговского сельского поселения на время основного отпуска главы администрации Вовк В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, без освобождения от своих обязанностей заместителя; начислить и выплатить заместителю главы администрации Черниговского сельского поселения Шарлай А.Я. доплату за исполнение обязанностей на время основного отпуска главы администрации Вовк В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, без освобождения от своих обязанностей заместителя. Между тем, Шарлай А.Я. является муниципальным служащим и назначен на муниципальную должность, а доплата (надбавка) к должностному окладу за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) лицам, замещающим должности муниципальной службы, не предусмотрена нормами действующего законодательства. Перечень дополнительных выплат, которые могут быть установлены и выплачены муниципальным служащим, согласно нормам действующего законодательства является закрытым. Установление доплаты муниципальному служащему влечет нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем просит решение и.о. руководителя Государственной инспекции труда-главного государственного инспектора труда в Приморском крае от 20 февраля 2015 года и предписание N, выданное главным государственным инспектором труда в Приморском крае Г.В,Л. отменить.
В дальнейшем глава администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. дополнил основания искового заявления, указав, что исполнение требования предписания об оплате за совмещение должностей, фактически приводят к выплате доплаты Шарлай А.Я. за исполнение обязанностей главы администрации Черниговского сельского поселения на время основного отпуска главы администрации, то есть к разрешению индивидуального трудового спора. Однако инспекция труда не вправе разрешать индивидуальный трудовой спор.
В судебное заседание глава администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. не явился, дело рассмотрено судом в его отсутствие.
Представитель Государственной инспекции труда в Приморском крае Г.В.Л. просил в удовлетворении иска отказать, поскольку предписание законно и обоснованно.
В судебное заседание заинтересованное лицо Шарлай А.Я. не явился, суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен глава администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В., в поданной апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным.
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, согласно ч. 1 ст. 353 Трудового кодекса РФ, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 356 Трудового кодекса РФ в соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами ее территориальные органы - государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
Из абзаца 6 ст. 357 Трудового кодекса РФ следует, что государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Как установлено судом первой инстанции, распоряжением главы администрации Черниговского сельского поселения N от 10 января 2006 года Шарлай А.Я. назначен на муниципальную должность муниципальной службы заместителем Главы Черниговского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании распоряжения главы администрации Черниговского сельского поселения N от 29 августа 2014 года заместитель главы администрации Черниговского сельского поселения Шарлай А.Я. исполнял обязанности главы администрации Черниговского сельского поселения на время основного отпуска главы администрации Черниговского сельского поселения с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года без освобождения от своих обязанностей.
Вместе с тем, доплата за исполнение обязанностей отсутствующего работника Шарлаю А.Я. не начислялась и не выплачивалась.
15 декабря 2014 года государственной инспекцией труда в Приморском крае вынесено предписание N, которым на главу администрации Черниговского сельского поселения возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: в соответствии с ч. 2 ст. 151 ТК РФ, соглашением, заключенным с заместителем главы администрации Черниговского сельского поселения Шарлаем А.Я., установить ему размер доплаты за исполнение обязанностей главы администрации Черниговского сельского поселения на время основного отпуска главы администрации Вовка В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, без освобождения от своих обязанностей заместителя; в соответствии с ч. 1 ст. 151 ТК РФ начислить заместителю главы администрации Черниговского сельского поселения Шарлаю А.Я. доплату за исполнение обязанностей главы администрации поселения на время основного отпуска главы администрации Вовка В.В. с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, без освобождения от своих обязанностей заместителя.
Решением и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Приморском крае от ДД.ММ.ГГГГ года предписание N от 15 декабря 2014 года, выданное государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Приморском крае Г.В.Л. главе администрации Черниговского сельского поселения признано правомерным в полном объеме.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции верно исходил из того, что Государственная инспекция труда в Приморском крае действовала в пределах предоставленных ей полномочий, допущенные нарушения трудового законодательства являются очевидными, не являются спором между работником и работодателем, представляют собой требование о соблюдении трудового законодательства, невыполнение которого влечет выдачу предписания, обязательного для исполнения.
Доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельны ввиду ошибочного толкования норм действующего законодательства.
Под индивидуальным трудовым спором по смыслу ст. 381 Трудового кодекса РФ понимаются неурегулированные разногласия между работником и работодателем по вопросам применения трудового законодательства. В настоящем случае контролирующим органом выявлены нарушения трудового законодательства со стороны работодателя, о необходимости устранения которых указано в оспариваемом предписании.
Ссылки в апелляционной жалобе о том, что положениями Федерального закона от 2 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Закона Приморского края от 4 июня 2007 года N82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" доплата к должностному окладу за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника) лицам, замещающим должности муниципальной службы, не предусмотрена, необоснованны.
Кроме того, в силу ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Вступившим в законную силу решением Черниговского районного суда Приморского края от 26 марта 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставлено без изменения. Указанным судебным актом установлена вина главы администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. в нарушении ст. 151 Трудового кодекса РФ.
Указанные в апелляционной жалобе нормы федерального и регионального законодательства определяют перечень ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципального служащего, вместе с тем, запрет на производство доплаты при совмещении профессий (должностей) указанные нормы не содержат, тогда как возможность таких доплат прямо предусмотрена Трудовым кодексом РФ.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к позиции истца, изложенной в поданном исковом заявлении, основаны на ином толковании правовых норм, направлены на переоценку доказательств, оцененных судом в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, и выводов суда, не опровергают их и не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 9 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации Черниговского сельского поселения Вовк В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.