Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 12 ноября 2015 г. по делу N 33а-710/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Гогина А.В.,
судей: Яковлева А.Г.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Хлудневе А.А., с участием административного истца и его представителя Порадного В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя начальника Федерального государственного казённого учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) Чернова А.А. на решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 7 августа 2015 года по заявлению бывшего военнослужащего Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ленинградскому военному округу подполковника запаса Крохмаля Евгения Александровича об оспаривании решений начальника ЗРУЖО, связанных со снятием заявителя с жилищного учёта и об отказе в предоставлении распределенного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения административного истца и его представителя, возражавших против доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
C 20 августа 2002 года Крохмаль Е.А., проходивший военную службу в Управлении Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Ленинградскому военному округу, был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением за счет Министерства обороны Российской Федерации.
Решением жилищной комиссии командования Ленинградского военного округа от 6 октября 2009 года (протокол N 5), Крохмалю, как состоящему на жилищном учете и уволенному с военной службы, было распределено жилое помещение по адресу: г. Санкт - Петербург, ул. Пятилеток, д.15, к.2, кв.103.
На основании вступившего в законную силу решения Невского районного суда г. Санкт - Петербурга от 21 августа 2014 года, принятого по иску администрации Невского района, Крохмаль был выселен из указанного жилого помещения.
1 сентября 2014 года Крохмаль обратился в ЗРУЖО с просьбой о постановке его на жилищный учет для предоставления жилого помещения.
9 декабря 2014 года решением ЗРУЖО N 02-25/043 Крохмаль был восстановлен в едином реестре военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с 20 августа 2002 года.
21 января 2015 года Крохмалю распределено жилое помещение.
Решением начальника ЗРУЖО от 10 июля 2015 года N 03-25/11 решение ЗРУЖО от 9 декабря 2014 года о восстановлении Крохмаля на жилищном учёте было отменено, а решением N 03-31/40 от той же даты - заявителю отказано в предоставлении жилого помещения по причине того, что ЗРУЖО неправомочно предоставлять жилые помещения гражданам, уволенным с военной службы из органов ФСБ России.
Полагая свои права нарушенными, Крохмаль обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными решения начальника ЗРУЖО от 10 июля 2015 года N 03-25/11, 03-31/40, обязать данное должностное лицо восстановить его на жилищном учёте с 20 августа 2002 года, а также повторно рассмотреть вопрос распределения жилого помещения в соответствии с законодательством.
Гарнизонный военный суд заявление Крохмаля удовлетворил.
В апелляционной жалобе представитель начальника ЗРУЖО Чернов А.А. просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы он указывает, что при исполнении ранее состоявшихся судебных постановлений и повторного рассмотрения вопроса о постановке заявителя на учет, был установлен тот факт, что Крохмаль не является военнослужащим Министерства обороны РФ, так как до увольнения с военной службы проходил ее в органах ФСБ России.
Со ссылкой на положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", "Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" - Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, приказ того же должностного лица от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации", статьи 5, 52, 56 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), автор жалобы сообщает, что в настоящее время функция по принятию военнослужащих на жилищный учет относится к исключительной компетенции ЗРУЖО. Именно данный жилищный орган должен проверять основания для постановки военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на жилищный учет.
По мнению автора жалобы, уволенный с военной службы в 2009 году из органов ФСБ России Крохмаль в настоящее время подлежит обеспечению жильем от органов ФСБ России на основании "Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" - приложение к приказу ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590, а не по линии Министерства обороны РФ.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Крохмаль, являвшийся военнослужащим ФСБ РФ, в августе 2002 года в установленном порядке был признан нуждающимся в обеспечении жилым помещением именно за счет Министерства обороны Российской Федерации.
6 октября 2009 года ему, как военнослужащему, подлежащему обеспечению жильем от Министерства обороны РФ, решением жилищной комиссии командования Ленинградского военного округа было распределено жилое помещение по адресу: г. Санкт - Петербург, ул. Пятилеток, д.15, к.2, кв.103.
Данные действия командования в полной мере соответствовали пункту 23 "Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 года N 318, согласно которому Управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются служебными и жилыми помещениями для сотрудников органов безопасности в войсках - соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями.
Выселен из указанного жилого помещения Крохмаль был по той причине, что на момент его распределения оно не являлось свободным, и в нем до 2012 года проживал другой военнослужащий. Это обстоятельство лишь подтверждает невыполнение в 2009 году Министерством обороны РФ возложенной на указанной орган обязанности по обеспечению заявителя жилым помещением.
Следует отметить, что согласно имеющимся в материалах дела данным, вопрос о признании заявителя нуждающимся в обеспечении жилым помещением за счет Министерства обороны РФ уже разрешался судами.
Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда N 33-392/2015 от 23 июня 2015 года фактически подтверждено право Крохмаля состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЗРУЖО.
Таким образом, Крохмаль, состоявший на законных основаниях на учете нуждающихся в жилом помещении за счет Министерства обороны РФ и не обеспеченный надлежащим образом жилым помещением по вине жилищных органов данного министерства, до настоящего времени не является обеспеченным жильем в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку данная обязанность не была в 2009 году выполнена жилищной комиссией командования Ленинградского военного округа и соответствующими КЭЧ района, а в настоящее время решения о постановке на жилищный учет и о предоставлении жилых помещений принимаются должностными лицами ЗРУЖО, то суд обоснованно возложил на начальника ЗРУЖО обязанность восстановить заявителя в Едином реестре военнослужащих, принятых на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях с 20 августа 2002 года, а также повторно рассмотреть вопрос распределения жилого помещения в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного ссылка автора жалобы на регулирование жилищных правоотношений с участием бывших военнослужащих ФСБ России исключительно "Правилами организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" - Приложение к приказу ФСБ России от 24 октября 2011 года N 590 (далее - Правила), является не состоятельной.
Кроме того, что данные Правила определяют порядок организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, помимо военнослужащих, лишь граждан, уволенных с военной службы из органов безопасности с оставлением в списках очередников на получение жилых помещений, они не отменяют положения пункта 23 Указа Президента РФ.
С учетом приведенных обстоятельств, решение суда первой инстанции о признании незаконными действий начальника ЗРУЖО по снятию заявителя с жилищного учета, а также об удовлетворении заявленных требований, является правильным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд,-
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Санкт - Петербургского гарнизонного военного суда от 7 августа 2015 года по заявлению Крохмаля Евгения Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.