Апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда г. Санкт-Петербурга от 10 ноября 2015 г. по делу N 33а-727/2015
Ленинградский окружной военный суд в составе:
председательствующего - Савельева И.Г.,
судей: Лазарева Е.В.,
Царькова В.Н.,
при секретаре Давыдове А.А., с участием заявителя рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заявителя на решение Псковского гарнизонного военного суда от 18 августа 2015 года по заявлению военнослужащего войсковой части 64044 капитана Азьмука Дмитрия Геннадьевича об оспаривании решенийначальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее -ЗРУЖО), связанного с расчетом размера жилищной субсидии, перечисленной заявителю для приобретения или строительства жилья, а также об оспаривании решения начальника Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в Псковской области - г. Псков (далее - территориальное отделение ЗРУЖО)о снятии заявителя с жилищного учета.
Заслушав доклад судьи Царькова В.Н., объяснения заявителя в обоснование доводов жалобы, окружной военный суд,-
УСТАНОВИЛ:
Решением начальника территориального отделения ЗРУЖО от 18 марта 2014 года N 60-13/2014/22 Азьмук был признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на жилищный учёт с 14 февраля 2014 года.
08 июня 2014 года Азьмук обратился в ЗРУЖО с заявлением о выплате ему денежной субсидии на приобретение жилья.
Решением начальника ЗРУЖО от 20 июля 2015 года N 03/28/1152, Азьмуку была предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения в размере 3 993 209 рублей 28 копеек.
При этом при расчете субсидии был применен поправочный коэффициент 1,85 и учтены 11,90 кв.м. общей площади жилого помещения, находившегося в собственности его супруги и дочерей до августа 2010 года.
После предоставления субсидии решением начальника территориального отделения ЗРУЖОот 29 июля 2015 года N 60-15/2015/47 Азьмук был снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Полагая, что при расчете субсидии должностными лицами ЗРУЖО были допущены ошибки, так как необоснованно уменьшен норматив общей площади жилого помещения на 11.9 кв.м. и неправильно применен поправочный коэффициент - 1.85, а потому считая свои права нарушенными, Азьмук обратился в суд с заявлением.
В нем он просил признать незаконнымрешение начальника ЗРУЖО от 20 июля 2015 года N 03-28/1152 о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения или строительства жилья с учётом поправочного коэффициента 1,85 и без исключения 11,90 квадратных метров из норматива общей площади жилого помещения, а также решение начальника территориально отделения ЗРУЖО от 29 июля 2015 года N 60-15/2015/47 о снятии его и членов его семьи с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Также заявитель просил взыскать в его пользу с Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" (далее - УФО) судебные издержки на общую сумму 1300 рублей, состоящие из оплаты юридических услуг в размере 1000 рублей и государственной пошлины в размере 300 рублей.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления Азьмуку отказал.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы он ссылается на то обстоятельство, что длительное время находится в распоряжении командира войсковой части 64044 в связи с необходимостью увольнения с военной службы после обеспечения жилым помещением.
После его обращения в ЗРУЖО с просьбой о выплате ему субсидии, ему на счет 27 июля 2015 года была перечислена сумма субсидии, с расчетом которой он не согласен.
Ссылаясь на положения статей 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих",пункты 1 и 9 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года N 76 (далее - Правила), полагает, что ему, вместо поправочного коэффициента 1,85, должен быть применен поправочный коэффициент 2,375, поскольку он является военнослужащим, увольняемым с военной службы.
Утверждает, что не знал о совершенной его супругой Азьмук Н.В. и дочерями Азьмук Викторией и Азьмук Вероникой, владевшими с октября 2006 года по 0,33 доли, каждая, в жилом помещении, общей площадью 11,9 квадратных метров, расположенном по адресу: город Биробиджан, ул. Пионерская, д. 30, кв. 17, комн. 17 "Б", сделки по отчуждению данной комнаты в августе 2010 года.
Совершение данной сделки, по его мнению, не является ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет, так какдаже владея данным жилым помещением он и члены его семьи являлись нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по установленным нормам.
Автор жалобы утверждает, что согласно подпункту "а" пункта 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма" - Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 действия по продаже жилья не могли учитываться и по причине того, что были совершены супругой и детьми в связи с выездом к месту его службы.
Вместе с тем, Азьмуксообщает, что с 2004 года его супруга и дети в жилом помещении в Биробиджане не проживали, находясь по месту его службы в г. Печоры Псковской области.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, по делу не выявлено.
Вопреки мнению автора жалобы, при расчете субсидии был правильно применен поправочный коэффициент и учтен общий размер жилой площади, отчужденной супругой и детьми заявителя в августе 2010 года.
Из материалов дела следует, что Азьмук, как поступивший на военную службу 1 августа 1999 года, относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок службы служебными жилыми помещениями.
В абзаце 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья илив связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и всоответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 4 пунктам 4 Правил, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 данных Правил уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Таким образом, вопреки мнению автора жалобы, сделка по отчуждению принадлежащего на праве собственности его супруге и детям жилого помещения в августе 2010 года, общей площадью 11.9 кв.м. обоснованно учитывалась при расчете субсидии и ее выплате в июле 2015 года.
Правильно применен при расчете субсидии и поправочный коэффициент.
Согласно выписке из послужного списка и справки, выданной войсковой частью 64044, на момент выплаты 27 июля 2015 года Азьмуку субсидии на строительство и приобретение жилья и перечисления на банковский счёт, выслуга заявителя в календарном исчислении составляла менее шестнадцати лет.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 16 лет (поправочный коэффициент 1,85), то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу пункта 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в пункте 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с пунктом 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы Закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы ясно и недвусмысленно определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Поскольку Азьмук на момент расчета и выплаты субсидии не был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, то есть не относился к категории лиц, указанных в пункте 13 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", он не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с увеличением поправочного коэффициента до 2,375.
Данное толкование положения пункта 7 Правил соответствует и позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в кассационном определении от 11 августа 2015 года N 211-КГ15-9.
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения.
Действия начальника территориального отделения ЗРУЖО по снятию заявителя с жилищного учета полностью соответствуют также и положениям пункта 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы - Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510, согласно которому уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, принимает решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований заявителя является правильным.
Доводы автора жалобы о том, что он не знал о совершенной его супругой Азьмук Н.В. и дочерями сделки по отчуждению жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, а также о том, что совершение данной сделки не является ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет, являются не состоятельными и не влияющими на существо разрешенных правоотношений. Учет таких сделок при определении размера субсидии предусмотрен указанным Постановлением и является обязательным вне зависимости от осведомленности военнослужащего о действиях членов своей семьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд,-
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Псковского гарнизонного военного суда от 18 августа 2015 года по заявлению Азьмука Дмитрия Геннадьевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.