Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Алексеевой А.Д.,
с участием главного государственного инспектора Ики-Бурульского и Приютненского районов по пожарному надзору М.Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора МБОУ "Приманычская СОШ" Ч.В.А. на постановление главного государственного инспектора Ики-Бурульского и Приютненского районов по пожарному надзору М.Б.Б. N 7-27/2015/-3 от 25 сентября 2015 г. и решение судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Ики-Бурульского и Приютненского районов по пожарному надзору М. Б.Б. N 7-27/2015/-3 от 25 сентября 2015 г. юридическое лицо - МБОУ "Приманычская СОШ" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере "Данные изъяты" руб.
Решением судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 г. постановление главного государственного инспектора Ики-Бурульского и Приютненского районов по пожарному надзору от 25 сентября 2015 года по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБОУ "Приманычская СОШ" по факту нарушения требований пожарной безопасности в здании дошкольной группы "Ковылек" изменено: по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МБОУ "Приманычская СОШ" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "Данные изъяты" руб., по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях МБОУ "Приманычская СОШ" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "Данные изъяты" руб. В соответствии с ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ окончательно назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере "Данные изъяты" руб.
В жалобе директор МБОУ "Приманычская СОШ" Ч.В.А., не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением суда, просит их отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Ссылается на то, что согласно Уставу школы МБОУ "Приманычская СОШ" является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, учредителем и собственником имущества которого является Ики-Бурульское районное муниципальное образование Республики Калмыкия. Функции и полномочия учредителя переданы отделу образования администрации Ики-Бурульского РМО Республики Калмыкия. Полномочия собственника имущества осуществляет Комитет имущественных и земельных отношений администрации Ики-Бурульского РМО Республики Калмыкия. В бюджете Районного муниципального образования Республики Калмыкия средства на устранение нарушений требований пожарной безопасности не предусмотрены, само образовательное учреждение собственных средств для устранения нарушений не имеет, несмотря на неоднократные обращения в администрацию РМО и отдел образования средства до сих пор не выделены. Здание и иное имущество школы закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Бремя содержания имущества, обязанность предпринять меры по приведению здания в соответствии с требованиями пожарной безопасности либо обеспечить финансирование учреждения на выполнение таких требований лежит на собственнике. Ответственность образовательного учреждения, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, наступает, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения соответствующих норм и правил. Поскольку устранение имеющихся нарушений требований пожарной безопасности требует значительных финансовых средств, которых у учреждения нет, считает, что вина учреждения в этом отсутствует. В бюджетной смете МБОУ "Приманычская СОШ" не предусмотрены денежные средства на уплату штрафов и на устранение выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности, учредителю направлялись предложения о выделении бюджетных ассигнований на указанные цели. Федеральным законом от 5 октября 2015 года N 288-ФЗ в ст. 24.5 КоАП РФ внесены дополнения. Согласно сложившейся судебной практике Приютненского районного суда в 2015 году были рассмотрены аналогичные дела, производство по которым прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения главного государственного инспектора Ики-Бурульского и Приютненского районов по пожарному надзору М.Б.Б., прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Статьей 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Из представленных материалов усматривается, что отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Ики-Бурульскому и Приютненскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Калмыкия проведена плановая выездная проверка соблюдения МБОУ "Приманычская СОШ" обязательных требований пожарной безопасности в здании дошкольной общеобразовательной группы "Ковылек" МБОУ "Приманычская СОШ" по адресу: "Данные изъяты", в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- здание не оборудовано системой пожарной сигнализации, с дублированием сигналов о возникновении пожара на пульт подразделений пожарной охраны без участия работников объекта (ч. 7 ст. 83 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности");
- отсутствует акт ежеквартальной проверки работоспособности систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре) (п. 61 ПП390).
Ответственность за нарушение указанных требований пожарной безопасности установлена в частях 1 и 4 ст. 20. 4 КоАП РФ.
По результатам проверки составлены акт от 14 сентября 2015 года N 72, протоколы об административном правонарушении от 14 сентября 2015 года N 7-27/2015-1, 7-27/2015-2 и вынесено постановление от 25 сентября 2015 года N 7-27/2015/-3 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере "Данные изъяты" рублей.
Должностным лицом административного органа действия учреждения квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, обоснованно сделал вывод о доказанности наличия в бездействии МБОУ "Приманычская СОШ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Доказательств того, что у учреждения отсутствовала возможность по соблюдению требований действующего законодательства, не представлено.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу части 1 статьи 38 этого же Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Из материалов дела следует, что МБОУ "Приманычская СОШ" является юридическим лицом, вправе осуществлять образовательную деятельность с уровнем дошкольного образования, здание Детского сада "Ковылек" находится у учреждения на праве оперативного управления, следовательно, МБОУ "Приманычская СОШ" признается субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 КоАП РФ.
При этом недостаточное финансирование бюджетного учреждения не является основанием для несоблюдения им установленных правил в области пожарной безопасности и неисполнения публично-правовых обязанностей в данной сфере. Невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Представленные материалы дела не содержат доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями.
Меры по обеспечению пожарной безопасности на объектах должны осуществляться на регулярной основе, в связи с чем их финансирование подлежит заблаговременному планированию в течение предшествующего бюджетного года. Имеющиеся в материалах дела заявки заведующему отделом образования и главе Ики-Бурульского РМО Республики Калмыкия от 11 сентября 2015 года не являются основанием для отмены постановления административного органа и решения судьи, поскольку обращение было направлено во время проведения проверочных мероприятий. Доказательств принятия бюджетным учреждением всех необходимых мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности материалы дела не содержат. Поскольку по делу не имеется сведений о внесении или направлении в соответствии с порядком и сроками составления соответствующего местного бюджета предложений о выделении бюджетных ассигнований на выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач, юридическое лицо не может быть освобождено от административной ответственности по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о нарушении единообразия при рассмотрении аналогичных дел в судах отклоняется, поскольку судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Проверяя соразмерность примененного административным органом наказания допущенным нарушениям, суд обоснованно указал на наличие исключительных обстоятельств для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера штрафа, предусмотренного ч.ч. 1, 2 ст. 20.4 КоАП РФ и снижения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией, до размера не менее половины минимального размера административного штрафа "Данные изъяты" руб.
Ссылки в жалобе на финансовое положение учреждения также являются несостоятельными, поскольку с учетом конкретных обстоятельств дела и финансового положения учреждения, судья районного суда счел возможным снизить размер наложенного на учреждение административного штрафа до "Данные изъяты" рублей. Оснований не согласиться с данными выводами судьи районного суда, включая установленный им размер административного штрафа, не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на законе, правильно примененном с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П.
Оснований для большего снижения размера назначенного учреждению административного штрафа, исходя из требований статей 3.1, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и конкретных обстоятельств настоящего дела, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обжалуемое судебное постановление обоснованно, мотивированно и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из изложенного следует, что при производстве по делу все фактические и юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, наказание назначено в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях, оснований для отмены постановления должностного лица административного органа и решения судьи не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
решил:
Решение судьи Приютненского районного суда Республики Калмыкия от 10 ноября 2015 г. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Приманычская средняя общеобразовательная школа" по факту нарушения требований пожарной безопасности в здании дошкольный общеобразовательной группы "Ковылёк" оставить без изменения, жалобу директора МБОУ "Приманычская СОШ" Ч.В.А. - без удовлетворения.
Судья Л.М.Кутланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.