Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.,
судей
Басангова Н.А.
и Цакировой О.В.
при секретаре И.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Увашкаевой В.Б., Шавкеева Б.Х. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Администрации г. Элисты Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2015 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В. об обстоятельствах дела, судебная коллегия
установила:
Увашкаева В.Б., Шавкеев Б.Х. обратились в суд с указанным иском к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, Администрации г. Элисты, мотивируя следующим. Увашкаева В.Б. является пенсионером по старости, инвалидом 3 группы по общему заболеванию. Шавкеев Б.Х. также является пенсионером по старости, инвалидом 2 группы по общему заболеванию. С 15 декабря 2004 г. они состоят в Администрации г. Элисты на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни, собственного жилья не имеют, проживают в двухкомнатной квартире, общей площадью 45,4 кв.м, жилой площадью 36,62 кв.м, совместно с Шавкеевой Л.Б., ее сыном, снохой и двумя внуками. Просили обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить им вне очереди жилое помещение по договору социального найма.
В судебное заседание истцы Увашкаева В.Б. и Шавкеев Б.Х., надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились.
Представитель истцов Шавкеева Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, просила исковые требования удовлетворить, обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить истцам вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м, с учетом права на дополнительную площадь.
Представитель ответчика - Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарев В.А. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель Администрации г. Элисты, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в суд не явился.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2015 года исковые требования Увашкаевой В.Б., Шавкеева Б.Х. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилья удовлетворены частично. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Шавкееву Б.Х. по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 квадратных метров. В удовлетворении исковых требований Увашкаевой В.Б. о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения отказано.
Дополнительным решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года в удовлетворении исковых требований Увашкаевой В.Б., Шавкеева Б.Х. к Администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарев В.А. просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований Шавкеева, в удовлетворении иска в этой части отказать. Указывает, что Министерство не имеет правовых оснований для предоставления Шавкееву жилого помещения. Статьей 4 Закона Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма. Истец не относится к перечисленным в названном законе категориям граждан. Шавкеев имеет право на внеочередное получение жилья на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Предоставление жилых помещений категориям гражданам, к которым относится Шавкеев, является обязанностью органов местного самоуправления. Кроме того, суд не учел, что между Шавкеевым и Министерством отсутствует спор, законные представители истца к Министерству не обращались.
Согласно абзацу 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований Шавкеева Б.Х. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия с вынесением нового решения в указанной части ввиду неправильного применения норм материального закона и неустановления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с ч. 2 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Как следует из материалов дела, истец Шавкеев Б.Х., " ... " года рождения, признан инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию.
Согласно заключению врачебной комиссии от 16 июля 2015 г. N " ... " БУ РК "Республиканский онкологический диспансер им. Тимошкаевой Э.С." Шавкееву Б.Х. поставлен клинический диагноз: основной: "код ... " ... ".
Как видно из материалов дела и исследованного судебной коллегией учетного (жилищного) дела Увашкаевой В.Б., истец Шавкеев Б.Х. состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N 318 с 15 декабря 2004 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством переданы Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, обязанность по предоставлению жилья Шавкееву Б.Х. должна быть возложена на Министерство, в иске к Администрации г. Элисты надлежит отказать.
Между тем, для правильного разрешения данного дела имеет значение дата постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий - до или после 1 марта 2005 г.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
До 1 января 2005 года (то есть до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством.
Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось признания их малоимущими.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
Полномочия органов местного самоуправления по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда предусмотрены положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", статей 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса перечне.
Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан.
Заболевание, которым страдает истец Шавкеев Б.Х. (код " ... "), включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378.
При этом, при предоставлении жилого помещения инвалидам, поставленным на учет до 1 января 2005 года, в силу положений части 2 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" орган местного самоуправления не лишен возможности компенсации понесенных в связи с этим затрат за счет средств федерального бюджета.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда (статья 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления жилья гражданам, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, которые указаны в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, поставленным на учет до 1 января 2005 года, из жилищного фонда Республики Калмыкия в Республике Калмыкия до настоящего момента не определен.
Таким образом, анализ приведенных норм позволяет прийти к выводу, что у суда отсутствовали законные основания для возложения обязанности по обеспечению истца жилым помещением во внеочередном порядке на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, обладающим полномочиями по распоряжению жилищным фондом Республики Калмыкия, а потому решение суда в указанной части подлежит отмене.
Вместе с тем, системное толкование и анализ приведенных норм федерального законодательства позволяют сделать вывод, что инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, вставших на учет до нового правового регулирования, то есть до 01 марта 2005 г. и не реализовавшие свое право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты субсидии за счет средств, полученных из федерального бюджета в виде субвенций, имеют право на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 6 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, предусмотрено, что жилые помещения инвалидам предоставляются в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
При таких данных Шавкеев Б.Х. как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания и принятое на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 1 марта 2005 года, вправе вне очереди получить жилое помещение по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в связи с чем заявленные им исковые требования к Администрации г. Элисты подлежат удовлетворению.
Таким образом, решение суда подлежит отмене в части с вынесением нового решения по делу. В удовлетворении заявленных исковых требований к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия должно быть отказано. Исковые требования к Администрации г. Элисты с возложением на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению истцу жилого помещения из муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м подлежат удовлетворению.
Что касается решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Увашкаевой В.Б., то судебная коллегия приходит к выводу о его законности и обоснованности. Поскольку Увашкаева В.Б. не представила сведений о наличии заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ею требований. Решение суда в указанной части подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 28 августа 2015 года и дополнительное решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года отменить в части удовлетворения исковых требований Шавкеева Б.Х. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилья и возложения на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия обязанности предоставить Шавкееву Б.Х. по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 квадратных метров, отказа в удовлетворении исковых требований Шавкеева Б.Х. к Администрации г. Элисты о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
В удовлетворении исковых требований Шавкеева Б.Х. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилья отказать.
Исковые требования Шавкеева Б.Х. к Администрации г. Элисты Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию г. Элисты предоставить Шавкееву Б.Х. по договору социального найма вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метров.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционную жалобу представителя Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия удовлетворить.
Председательствующий А.А. Пюрвеева
Судьи Н.А. Басангов
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.