Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Пюрвеевой А.А.,
судей
Шовгуровой Т.А. и Цакировой О.В.
при секретаре И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохурова М.В. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Цакировой О.В. об обстоятельствах дела, возражения Хохурова М.В., судебная коллегия
установила:
Хохуров М.В. обратился в суд с указанным иском, мотивируя следующим. Он является инвалидом 3 группы, состоит на учете у врача психиатра с диагнозом " ... ". В связи с этим имеет право на внеочередное получение жилья по Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2012 года, а также на дополнительную жилую площадь по договору социального найма на основании приказа Министерства здравоохранения РФ N 991-н от 31 ноября 2012 года. С 16 июля 2014 года состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, список по болезни под номером 540 "а". Жилое помещение по договору социального найма и социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения ему не представлялись. 19 августа 2015 года он обращался в Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство, Минтруд РК) с заявлением о предоставлении ему из муниципального жилищного фонда вне очереди жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную площадь. 18 сентября 2015 года получил отказ. Просил обязать Минтруд РК предоставить ему по договору социального найма вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда Республики Калмыкия с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Хохуров уточнил свои требования, просил обязать Минтруд РК предоставить ему по договору социального найма вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Представитель ответчика Лазарев В.А. исковые требования не признал, просил отказать в иске в полном объеме.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года исковые требования Хохурова удовлетворены частично. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Хохурову М.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метра. В остальной части отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. Указывает, что Министерство не имеет правовых оснований для предоставления Хохурову жилого помещения. Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма. Истец не относится к перечисленным в Законе РК категориям граждан. Предоставление жилых помещений категориям граждан, к которым относится Хохуров, является обязанностью органов местного самоуправления.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Хохуров М.В., страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, по своему заболеванию имеет право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь, собственного жилья не имеет, на жилищном учете состоит с 16 июля 2014 года под N 530 "а".
С указанным выводом суда следует согласиться.
Ст. 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. В соответствии с ч. 2 данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, в который включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, код заболеваний " ... ".
П. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать как иные, помимо указанных в Жилищном кодексе Российской Федерации категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма из жилищного фонда субъектов Российской Федерации (например, военнослужащих), так и иные основания признания их нуждающимися в жилых помещениях (например, обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы), а также иной порядок предоставления таким гражданам жилых помещений по договору социального найма (например, первоочередной), кроме установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (в порядке общей очереди и вне очереди).
В целях обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище в Республике Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" (далее - Закон).
Ст. 4 этого Закона определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения государственного жилищного фонда РК по договорам социального найма.
Категория граждан, страдающих таким заболеванием как Хохуров, в этом списке не предусмотрена.
В апелляционной жалобе представитель Минтруда РК в обоснование незаконности принятого решения суда утверждает, что в силу ст.ст. 12, 130 (часть 1) и 132 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 135-138 Бюджетного кодекса РФ, п.5 ч. 1 ст. 55, ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" Хохуров, как малоимущий, не может быть лишен права быть обеспеченным жилым помещением муниципального жилищного фонда, и потому предоставление жилых помещений гражданам, указанным п. 3 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ является обязанностью органов местного самоуправления.
Таким образом, по его мнению, законодательная возможность предоставления гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилого помещения государственного жилищного фонда по договору социального найма, отсутствует.
Этот довод следует признать несостоятельным, так как он основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем.
Судом установлено, что Хохуров, " ... " года рождения, согласно справке МСЭ-2013 N " ... " от 27 июня 2014 года является инвалидом 3 группы бессрочно.
Как следует заключения ВК от 31 марта 2015 года N " ... ", выданному БУ РК "Республиканский психоневрологический диспансер", Хохуров по состоянию здоровья (" ... ").
Как следует из представленных суду доказательств Хохуров проживает один по адресу: " ... ".
По справке Администрации г. Элисты от 25 декабря 2014 года N " ... " Хохуров состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в списке по болезни с 16.07.2014 года под N 530 "а".
До настоящего времени жилое помещение Хохурову не предоставлено.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец Хохуров вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма. Сам истец не оспаривает выводов суда.
В соответствии с п. 7.1.26. постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 527 "Об утверждении Положения о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия" Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия осуществляет предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
А.А.
Пюрвеева
Судьи:
Т.А. Шовгурова
О.В. Цакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.