Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Литовкина В.В.,
судей Кутлановой Л.М. и Лиджиева С.В.,
при секретаре Клиповой Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Обгенова А.Б. к Администрации г. Элисты о признании незаконным решения об отказе в предоставлении на условиях договора аренды дополнительного земельного участка, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Элисты Шараева Н.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административного истца Обгеновой К.П., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Обгенов А.Б. обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя его тем, что 1 сентября 2014 года он, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***., обратился в Администрацию г. Элисты с заявлением о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка площадью 100 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресному ориентиру: ***. Процедура согласования места размещения и площади земельного участка администрацией была проведена. На заседании рабочей группы 22 октября 2014 года было принято решение о возможности размещения данного земельного участка с условием соблюдения охранной зоны ВЛ-10 кВ. 11 декабря 2014 года он обратился в администрацию г. Элисты с заявлением об утверждении и изготовлении схемы расположения земельного участка, а также выдаче постановления о предоставлении земельного участка в аренду сроком до 1 года. Копия схемы расположения земельного участка была получена им в марте 2015 года. Однако, письмом заместителя главы Администрации г. Элисты от 2 апреля 2015 года N 0-12003/44 ему было сообщено, что 14 октября 2014 года поступило заявление К.С.Н. о предоставлении спорного земельного участка, в связи с чем было принято решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Считает указанные действия органа местного самоуправления незаконными, нарушающими его право как гражданина на предоставление земельного участка в аренду, а также публичную процедуру предоставления дополнительного земельного участка в аренду, установленную законодательством, действовавшим на дату подачи заявления и на дату вынесения решения о проведении торгов. Спорный земельный участок не может рассматриваться как самостоятельный по причине площади менее минимальной нормы, установленной муниципальными нормативными актами, и является дополнительным земельным участком, который предназначен для присоединения к существующему (основному) смежному земельному участку, ранее предоставленному для ИЖС. Он является единственным заявителем - собственником смежного земельного участка, предоставленного для ИЖС, претендующим на указанный земельный участок. С момента подачи им заявления и до направления ему письменного ответа прошло 8 месяцев. Полагает, что поступление иного заявления о предоставлении земельного участка без указания цели предоставления и статуса заявителя не могло явиться основанием для вынесения решения о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
С учетом уточненных требований просил признать незаконным решение Администрации г. Элисты об отказе в предоставлении на условиях договора аренды дополнительного земельного участка, ориентировочной площадью 100 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ***; возложить на Администрацию г. Элисты обязанность заключить с ним в установленном порядке договор аренды вышеуказанного земельного участка.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года требования Обгенова А.Б. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Администрации г. Элисты об отказе в предоставлении на условиях договора аренды дополнительного земельного участка, ориентировочной площадью 100 кв.м., предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ***. В удовлетворении требований о возложении на Администрацию г. Элисты обязанности заключить с Обгеновым А.Б. договор аренды вышеуказанного земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе представитель Администрации г. Элисты Шараев Н.В. просит решение суда отменить. Указывает, что Обгенов А.Б. обратился в Администрацию г. Элисты с заявлением о предоставлении в аренду дополнительного земельного участка к основному, расположенного по адресу: ***. К.С.Н. в свою очередь обратился в Администрацию г. Элисты с заявлением об изготовлении акта выбора данного земельного участка, предназначенного под магазин. Администрацией г. Элисты было принято решение о проведении торгов на спорный земельный участок, с назначением под магазин. В силу действующего законодательства орган местного самоуправления сам определяет вид разрешенного использования земельного участка при выставлении его на аукцион. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540. В указанном классификаторе отсутствует вид разрешенного использования как "дополнительный земельный участок". Ссылается на то, что Администрации г. Элисты в силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" самостоятельна в принимаемых решениях.
В письменных возражениях административный истец Обгенов А.Б. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Обгенов А.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью ***кв.м., категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ***
Обгенов А.Б. обратился сначала 6 мая, а затем 1 сентября 2014 года в Администрацию г. Элисты с заявлением о предоставлении ему в аренду в целях присоединения к основному земельному участку дополнительного смежного участка площадью 100 кв.м. по адресу: ***.
Письмом N О-12003/01-44 от 2 апреля 2015 года Обгенову А.Б. сообщено, что на вышеуказанный земельный участок в Администрацию г. Элисты 14 октября 2014 года поступило еще одно заявление о его предоставлении, в связи с чем решение о предоставлении земельного участка по испрашиваемому адресному ориентиру будет осуществлено посредством проведения торгов.
Федеральный закон от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступивший в силу с 1 марта 2015 года, установилновый порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и изменил порядок регулирования возникновения, прекращения и реализации прав на земельные участки.
До вступления в силу указанного Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ действовали нормы статей 28 - 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в которых предусматривались порядок и условия приобретения прав на земельные участки находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Так, согласно ранее действующим ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, связанных со строительством, предусматривался статьями 29 - 33 Земельного кодекса Российской Федерации, которые в соответствии с подпунктом 18 статьи 1 Федерального закона N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" утратили силу с 1 марта 2015 года.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу ст.ст. 25, 29, п. 3 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции закона от 23 июля 2013 года, действовавшей на момент обращения истца в Администрацию г. Элисты) права на земельные участки (в частности право аренды) возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для возникновения имущественных прав. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции по заявлению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
Порядок предоставления земельных участков для строительства на территории г. Элисты регулировался на момент обращения Обгенова А.Б. Положением о предоставлении земельных участков для строительства на территории г. Элисты, утвержденным решением Элистинского городского собрания N 10 от 26 сентября 2013 года (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 4.2 и 4.3 Положения предоставление дополнительных (присоединяемых) земельных участков к основным земельным участкам осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов. Предоставление дополнительных земельных участков к основным земельным участкам осуществляется на праве аренды в порядке, установленном разделом 2 настоящего Положения.
В силу правил раздела 2 указанного Положения предоставление земельных участков (в том числе сформированных земельных участков, но не закрепленных за гражданином или юридическим лицом) для строительства в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения (далее - информационное сообщение) о наличии предлагаемых для такого предоставления земельных участков в случае, если имеется только одно заявление. В случае поступления нескольких заявлений проводятся торги (конкурсы, аукционы) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Согласно п.п. 2.6. и 2.7 Положения Администрация г. Элисты обеспечивает проведение следующих работ по формированию земельных участков:
- выполнение в отношении земельных участков работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таких земельных участках (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета таких земельных участков;
- определение разрешенного использования земельных участков;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение).
Администрация г. Элисты после проведения работ, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения, в двухнедельный срок принимает решение о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка либо о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Из содержания норм указанного Положения следует, что условием предоставления дополнительного земельного участка и определения возможности предоставления его на торгах либо без проведения таковых, является проведение Администрацией г. Элисты определенных действий, а также предварительная и заблаговременная публикация сообщения о наличии предлагаемых для такого предоставления земельных участков.
Вместе с тем, материалы дела не содержат и в судебное заседание не представлено доказательств проведения Администрацией г. Элисты мероприятий, предусмотренных вышеуказанным Положением, а также предварительной и заблаговременной публикации сообщения о возможности предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Таким образом, у Администрации г. Элисты отсутствовали правовые основания для решения вопроса о проведения торгов относительно спорного земельного участка.
Довод жалобы о том, что Администрация г. Элисты при поступлении заявлений о предоставлении земельного участка сама выбирает вид разрешенного использования, не может быть принят во внимание.
Как следует из материалов дела, Администрацией г. Элисты работы по формированию спорного земельного участка, в том числе определению вида разрешенного использования, не проведены.
В то же время уполномоченные органы местного самоуправления не вправе произвольно, по собственному на то усмотрению, определять вид разрешенного использования любого земельного участка.
Доводы жалобы о том, что в классификаторе, утвержденном Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 года N 540, отсутствует вид разрешенного использования как "дополнительный земельный участок" являются необоснованными, поскольку спорный земельный участок испрашивался Обгеновым А.Б. дополнительно к основному, имеющему вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности решения администрации г. Элисты об отказе в предоставлении на условиях договора аренды дополнительного земельного участка площадью 100 кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресному ориентиру: ***
Проанализировав положения ст. 6, 11.2 11.3 Земельного кодекса РФ суд первой инстанции указал, что землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков имеют право обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, только в случае, когда границы такого земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку границы испрашиваемого земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства не установлены, кадастровые работы не произведены, кадастровый учет земельного участка не осуществлен, данных, позволяющих идентифицировать спорный земельный участок в качестве объекта арендных отношений, не имеется, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования Обгенова А.Б. о возложении на административного ответчика обязанности заключить с ним договор аренды спорного земельного участка.
При таких данных оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации г. Элисты Шараева Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В.В. Литовкин
Л.М. Кутланова
С.В. Лиджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.