Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего
Басангова И.В.
судей
Шихановой О.Г.
Басанговой И.Б.
при секретаре
Дединовой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты в интересах Б.В.Б. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя ответчика Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 сентября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Басанговой И.Б. об обстоятельствах дела, объяснения истца Б.В.Б., его представителя Онкоровой Н.Б. и прокурора Матвеевой О.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Элисты обратился в суд с иском в интересах Б.В.Б., указав, что при проверке обращения Онкоровой Н.Б. установлено нарушение жилищных прав Б.В.Б. Истец проживает по адресу: г. **** в составе семьи из *** человек. Б.В.Б. имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378. По своему заболеванию Б.В.Б. имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а также право на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817. С 1 апреля 2015 года он состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N ***. До настоящего времени жилое помещение Б. не предоставлено.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ и является расходными обязательствами субъектов РФ.
Просил обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Б.В.Б. по договору социального найма жилое помещение государственного жилищного фонда общей площадью не менее *** квадратных метра с учетом права на дополнительную жилую площадь вне очереди.
В судебном заседании представитель истца Б.В.Б. - Онкорова Н.Б. и прокурор Альмтаева Д.В. иск поддержали. Истец Б.В.Б. и представитель ответчика в суд не явились.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 сентября 2015 года иск прокурора удовлетворен. На Министерство социального
развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Б.В.Б. вне очереди по договору социального найма жилое помещение государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метра с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и в удовлетворении иска отказать. Указывает, что Министерство не имеет правовых оснований для предоставления истцу Б. жилого помещения. Обеспечение и учет малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относится к вопросам местного значения и осуществляется органами местного самоуправления. Б.В.Б. в Министерство не обращался, им не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Из Администрации г. Элисты в адрес Министерства Список лиц, имеющих право на получение жилья государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, не поступал.
В силу ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Перечень). В Перечень включены активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза с кодом по международной классификации болезней А 15 - А 19.
Активные формы туберкулеза включены также в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817.
Судом установлено, что истец Б.В.Б., *** года рождения, является инвалидом второй группы по заболеванию с кодом ***, собственного жилья не имеет. Он проживает в однокомнатной квартире общей площадью *** кв.м., принадлежащей его сестре Онкоровой Н.Б., в составе семьи из двух человек по адресу: г. ****. С 01 апреля 2015 года Б. состоит на учете в Администрации г. Элисты в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в Списке по болезни (под N ***).
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что Б.В.Б. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, как лицо, страдающее заболеванием, предусмотренным Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378, и поставлен на соответствующий учет 01 апреля 2015 года.
Выводы суда коллегия находит обоснованными, поскольку они подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле и дополнительно представленными в суде апелляционной инстанции.
С учетом фактических обстоятельств дела вывод суда о внеочередном предоставлении Б.В.Б. по договору социального найма жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 квадратных метра с учетом права на дополнительную жилую площадь является законным и обоснованным.
С доводом апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для возложения на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия обязанности по предоставлению Б.В.Б. жилого помещения согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подп. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Положением о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденным Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 527 (в редакции от 12 мая 2015 года N 185), установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативному правовому регулированию, контролю и надзору, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере социального развития, труда и занятости населения (пункт 1). Министерство в сфере своих полномочий предоставляет жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством (пункт 7.1.26).
Вопреки доводам жалобы Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия является надлежащим ответчиком по данному иску.
Ссылка в жалобе на несоблюдение Б.В.Б. досудебного порядка урегулирования спора несостоятельна, поскольку для данной категории споров досудебный порядок законом не предусмотрен.
Довод жалобы о том, что Администрация г. Элисты не направила в адрес ответчика список лиц, имеющих право на получение жилья жилищного фонда Республики Калмыкия, нельзя признать обоснованным, поскольку данное обстоятельство не может препятствовать реализации жилищных прав истца.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 сентября 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий
И.В. Басангов
Судьи:
О.Г. Шиханова
И.Б. Басангова
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза и обязанности по выделению необходимых для его осуществления материальных и финансовых средств.
При этом Конституционный Суд РФ указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В Определении от 15 января 2015 года N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 30-П Конституционный Суд указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Поскольку в системе действующего правового регулирования предусмотренное пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "ж", "к" части 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в осуществлении названного полномочия в порядке, определяемом федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
В целях обеспечения условий для реализации гражданами права на жилище в Республике Калмыкия принят Закон Республики Калмыкия от 03 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" (далее - Закон).
Согласно п. 3 ст. 4 указанного Закона жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма предоставляются больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза.
В соответствии с п. 7.1.26. постановления Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 527 "Об утверждении Положения о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия" Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия осуществляет предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение предписания, предусмотренного частью 2 статьи 43 названного Федерального закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 утвержден перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, к числу которых относится туберкулез.
Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" устанавливаются меры социальной поддержки лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом. В частности, закон предусматривает предоставление вне очереди отдельных жилых помещений больным заразными формами туберкулеза (т.е. активными его формами, при которых происходит выделение микобактерий туберкулеза), проживающим в квартирах, в которых невозможно выделить такому больному отдельную комнату, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза (статья 1, пункт 5 статьи 14). Введение такой меры социальной поддержки обусловлено в первую очередь целью предупредить распространение туберкулеза среди тех, кто не имеет возможности за счет собственных средств оперативно обеспечить снижение опасности заражения (членов семьи больного, соседей по квартире или общежитию), и одновременно - обеспечить право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41 Конституции Российской Федерации), а также право указанных в законе граждан, нуждающихся в жилище, на его предоставление из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).
Федеральным Законом от 2 мая 2015 года N 124-ФЗ пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации к числу нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относятся лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющие иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Перечень соответствующих заболеваний установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Гражданам, страдающим указанными в данном постановлении заболеваниями, в частности активными формами туберкулеза, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судами при разрешении настоящего дела, ФИО1 был поставлен на учет для обеспечения жильем в порядке очередности в 2002 году.
В 2014 году выявлено, что ФИО1 страдает заболеванием, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Согласно выписке из протокола заседания врачебной комиссии КГБУЗ "данные изъяты" от 02.06.2014 истец нуждается в отдельном жилом помещении.
Постановлением администрации городского поселения "Город Советская Гавань" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края N 559 от 08.08.2014 ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений вне очереди, составом семьи один человек.
С учетом установленных обстоятельств дела судами сделан правильный вывод о том, что ФИО1 подлежит обеспечению жилым помещением вне очереди как лицо, страдающее "данные изъяты", предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378.
Данные, опровергающие вывод судов о наличии у ФИО1 указанного заболевания, заявителем кассационной жалобы не приводятся, в связи с чем довод кассационной жалобы об отсутствии у ФИО1 права на получения жилого помещения вне очереди, признается судом несостоятельным. Отсутствие у ФИО1 регистрации по месту жительства, а также членов семьи, совместно с ним проживающих, основаниями к ограничению его права на получение жилого помещения не является, на что правомерно указано судом апелляционной инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не могут быть признаны достаточными основаниями для отмены вступивших в силу постановлений, которыми обеспечена судебная защита гарантированных Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 40, 41) прав гражданина на жилище и охрану здоровья.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой в силу своей нормативной неопределенности он не позволяет точно, ясно и недвусмысленно установить принадлежность конкретному уровню публичной власти полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза.
При этом Конституционный Суд указал, что определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, а также порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации относится соответственно к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 6 статьи 12 и пункт 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилые помещения из муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям, а также иным категориям граждан - в случае наделения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Во всех остальных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Этим не исключается передача федеральным законом указанного полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств. При этом субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Федеральному законодателю предписано исходя из требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в том числе в настоящем Постановлении, определить порядок осуществления полномочия по внеочередному предоставлению отдельных жилых помещений гражданам, больным заразными формами туберкулеза (семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза), и выделения необходимых для этого материальных и финансовых средств.
В Определении от 15.01.2015 N 2-О-Р о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что полномочие по внеочередному предоставлению указанным в данном законоположении гражданам отдельных жилых помещений является полномочием органов государственной власти Российской Федерации в качестве расходного обязательства Российской Федерации (пункты 5 и 6 статья 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации); этим не исключается, в частности, передача федеральным законом полномочия, предусмотренного пунктом 5 статьи 14 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления с выделением им необходимых для этого материальных и финансовых средств; субъекты Российской Федерации, а также органы местного самоуправления не лишены возможности участвовать в осуществлении данного полномочия за счет собственных средств.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 30-П, федеральным законодателем внесены изменения в статью 14 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" и пункт 5 данной статьи изложен в новой редакции, предусматривающей, что больным заразными формами туберкулеза предоставляются жилые помещения по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 25 сентября 2015 года оставить без изменения.
Председательствующий
И.В. Басангов
Судьи:
Б.Д. Дорджиев
И.Б. Басангова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.