Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по искам Конновой М.Ф., Поваровой И.Н. , Федоровой Т.А. , Михайловой Е.Ю. , Башаровой С.А. , Трусовой О.П. , Калмыковой Е.Д. , Новиковой А.Б. к Государственному учреждению - Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области о включении периодов работы в льготный трудовой стаж и исчислении периодов в льготном порядке, об оспаривании решений об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о признании права на пенсию, о назначении пенсии, по апелляционным жалобам Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области (далее - ОПФ) и Федерального государственного казенного учреждения "428 военный госпиталь" Министерства обороны РФ на решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 августа 2015 года, которым удовлетворены частично вышеуказанные исковые требования.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Коннова М.Ф., Поварова И.Н., Федорова Т.А., Михайлова Е.Ю., Башарова С.А., Трусова О.П., Калмыкова Е.Д., Новикова А.Б. обратились в суд с вышеназванными исками. В обоснование требований истицы указали, что осуществляют лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения не менее 25 лет в поселке городского типа. Они обратились в ОПФ с заявлениями о назначении пенсий. Решениями ответчика им было отказано в назначении пенсии в связи с тем, что их специальный стаж, связанный с лечебной и иной работой по охране здоровья составляет менее 30 лет. С данными решениями они не согласны, так как периоды их работы не исчислены в льготном исчислении как один год за один год и три месяца. Не учтено, что их работа проходила в военном госпитале, расположенном в поселке Шиханы-2 Вольского района. Данный поселок является также закрытым военным городком с условным названием г. Вольск-18.
Считали, что они работали в медицинском учреждении, расположенном в поселке городского типа.
Решением Вольского районного суда Саратовской области от 28 августа 2015 года постановлено:
Признать право Конновой М.Ф., Поваровой И.Н., Федоровой Т.А., Михайловой Е.Ю., Башаровой С.А., Трусовой О.П., Калмыковой Е.Д., Новиковой А.Б. на досрочную страховую пенсию по старости, как лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности или в поселке городского типа.
Обязать ОПФ включить Михайловой Е.Ю. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период декретного отпуска с 11.04.1994 года по 28.08.1994 года, а также периоды с 21.05.1997 года по 31.08.1998 года, с 15.09.1998 года по 31 августа 1999 года, с 15.09.1999 года по 31.10.1999 года, в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и 3 месяца.
Обязать ОПФ учитывать Михайловой Е.Ю. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 11.04.1994 года по 28.08.1994 года, с 21.05.1997 года по 31.08.1998 года, а также с 15.09.1998 года по 31 августа 1999 года, с 15.09.1999 года по 03.09.2000 года, с 20.09.2000 года по 23.01.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 18.08.2015 года N 56 признать незаконным.
Обязать ОПФ назначить Михайловой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 25.02.2015 года.
Обязать ОПФ включить Башаровой С.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периоды с 02.07.1989 года по 18.08.1989 года, (декретный отпуск) с 26.09.1994 года по 13.02.1995 года, с 28.11.1997 года по 31.10.1999 года, исчислив их в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца.
Обязать ОПФ учитывать Башаровой С.А. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения с 02.07.1989 года по 18.08.1989 года, с 26.09.1994 года по 13.02.1995 года (декретный отпуск), с 28.11.1997 года по 22.07.2001 года, с 02.08.2001 года по 11.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 18.08.2015 года N58 признать незаконным.
Обязать ОПФ Башаровой С.А. назначить досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 11.12.2014 года.
Обязать ОПФ включить Трусовой О.П. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период с 01.03.2004 года по 01.04.2004 года.
Обязать ОПФ учитывать Трусовой О.П. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.01.1998 года, в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца, как стаж в поселке городского типа.
Обязать ОПФ учитывать Трусовой О.П. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.01.1998 года, с 02.03.1999 года по 07.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 25.05.2015 года N39 признать незаконным.
Обязать ОПФ Трусовой О.П. назначить досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 07.04.2015 года.
Обязать ОПФ Федоровой Т.А. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, а именно, период декретного отпуска с 07.08.1989 года по 23.11.1989 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 24.11.1989 года по 01.06.1991 года, период с 17.09.1992 года по 30.10.1992 года исчислить в льготном порядке, как 1 год календарного стажа за 1 год и 3 месяца, а период работы с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года в качестве медицинской сестры хирургического отделения, исчислить в льготном порядке, как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, весь указанный стаж посчитать как стаж работы в сельской местности или поселке городского типа.
Обязать ОПФ учитывать Федоровой Т.А. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 18.08.2015 года N 54 признать незаконным.
Обязать ОПФ Федоровой Т.А. назначить досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 30.03.2015 года.
Обязать ОПФ включить Новиковой А.Б. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периоды с 23.03.2009 года по 20.04.2009 года, с 25.09.2012 года по 26.10.2012 года.
Обязать ОПФ исчислить Новиковой А.Б. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 09.09.1996 года по 27.10.1996 года (период декретного отпуска) в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, как стаж работы в поселке городского типа.
Обязать ОПФ учитывать Новиковой А.Б. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 27.11.1999 года по 27.09.2004 года, с 03.09.2004 года по 31.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 18.08.2015 года N 55 признать незаконным.
Обязать ОПФ назначить Новиковой А.Б. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 05.02.2015 года.
Обязать ОПФ включить Поваровой И.Н. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периоды с 24.03.2003 года по 24.02.2003 года, с 14.01.2008 года по 11.02.2008 года, с 06.10.2008 года по 21.10.2008 года, с 08.06.2009 года по 03.07.2009 года, с 11.01.2010 года по 06.02.2010 года, с 31.05.2010 года по 03.07.2010 года, с11.01.2011 года по 05.02.2011 года, с 30.05.2011 года по 02.07.2011 года, с 10.01.2012 года по 04.02.2012 года, с 04.06.2012 года по 06.07.2012 года, с 09.01.2013 года по 02.02.2013 года, с 20.05.2013 года по 21.06.2013 года и учесть указанные периоды, как стаж работы в поселке городского типа.
Обязать ОПФ включить Поваровой И.Н. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период с 17.09.1992 года по 30.10.1992 года и исчислить его в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и 3 месяца, как стаж работы в поселке городского типа.
Обязать ОПФ учитывать Поваровой И.Н. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 17.09.1992 года по 30.10.1992 года, с 21.05.1997 года по 21.09.1997 года (период декретного отпуска), с 01.02.1999 года по 18.11.2012 года, с 24.11.2012 года по 01.12.2013 года, с 10.12.2013 года по 23.02.2014 года, с 01.03.2014 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 24.02.2015 года, с 26.02.2015 года по 07.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 22 мая 2015 года N 38 признать незаконным.
Обязать ОПФ Поваровой И.Н. назначить досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 07.04.2015 года.
Обязать ОПФ включить Конновой М.Ф. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения в декретном отпуске с 06.04.1992 года по 10.08.1992 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11.08.1992 года по 01.06.1994 года и исчислить их в льготном порядке, как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, как стаж в поселке городского типа.
Обязать ОПФ исчислить Конновой М.Ф. периоды с 21.05.1997 года по 03.09.1998 года, с 18.09.1998 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как один год работы за 1 год и 3 месяца, как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в поселке городского типа.
Обязать ОПФ учитывать Конновой М.Ф. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 06.04.1992 года по 10.08.1992 года, с 11.08.1992 года по 01.06.1994 года, с 21.05.1997 года по 03.09.1998 года, с 18.09.1998 года по 24.02.2015 года, с 26.02.2015 года по 14.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 18.08. 2015 года N 53 признать незаконным.
Обязать ОПФ Конновой М.Ф. назначить досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 14.04. 2015 года.
Обязать ОПФ включить Калмыковой Е.Д. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период с 13.01.1993 года по 03.08.1993 года (отпуск по уходу за ребенком), в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев, как стаж в поселке городского типа в хирургическом отделении, период с 04.08.1993 года по 13.07.1994 года включить в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, как стаж в поселке городского типа.
Обязать ОПФ периоды специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 15.02.1990 года по 12.04.1990 года (декретный отпуск), с 15.04.1990 года по 11.06.1990 года (декретный отпуск), с 12.06.1990 года по 28.04.1991 года (отпуск по уходу за ребенком), с 29.04.1991 года по 02.09.1991 года (декретный отпуск), с 03.09.1991 года по 12.01.1993 года (отпуск по уходу за ребенком), с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года учитывать в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, как стаж работы в поселке городского типа, с 01.11.1999 года по 08.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа.
Решение ОПФ от 18.08.2015 года N 57 признать незаконным.
Обязать ОПФ назначить Калмыковой Е.Д. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 08.04.2015 года.
В удовлетворении остальной части иска истицам отказать.
В апелляционной жалобе ОПФ просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований, принять новое решение об отказе в удовлетворении данных требований. В обоснование ссылается на те же доводы, на которые ссылалось в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела, а также нормам процессуального и материального права.
В апелляционной жалобе Федеральное государственное казенное учреждение "428 военный госпиталь" просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Полагает, что суд сделал ошибочный вывод о том, что трудовая деятельность истиц протекала не в г. Вольск-18, а в поселке городского типа, в связи с чем были неверно исчислены периоды трудовой деятельности, подлежащие включению в специальный трудовой стаж, а соответственно сделан неправильный вывод о том, что имеется достаточный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.
В суде апелляционной инстанции представитель ОПФ Шапкина Е.В. доводы жалобы поддержала. Истцы Федорова Т.А., Михайлова Е.Ю., Башарова С.А., Калмыкова Е.Д., Новикова А.Б., представитель истцов Рябоконов А.И., представитель администрации Вольского муниципального района Саратовской области Колесников К.П. полагали решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает, что оно подлежит изменению и отмене в части.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Аналогичное положение содержалось в пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. N 449) утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781 и Правила N 781). Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665.
В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Удовлетворяя частично требования истцов, суд первой инстанции исходил из того, что истцы имеют право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку осуществляли лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет - в военном госпитале, расположенном в поселке городского типа.
Суд признал, что п. Шиханы-2 и г. Вольск-18 (закрытый военный городок) - это различные наименования одного и того же населенного пункта, г. Вольск-18 - это условное название закрытого военного городка, расположенного на территории п. Шиханы-2. Такое условное наименование военного городка не свидетельствует о том, что п. Шиханы-2 присвоен статус города. Поселок Шиханы-2 Вольского района Саратовской области является отдельным населенным пунктом, входящим в состав Вольского муниципального образования, но данное обстоятельство не свидетельствует о получении им статуса города. Поселок Шиханы-2 Вольского района Саратовской области полностью соответствует понятиям "рабочий поселок" или "поселок городского типа", которые указаны в ст.2 Закона Саратовской области от 03.04.2000 N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области".
Районный суд счел, что постановления администрации Вольского муниципального образования от 15.11.2001 года N 2834 и от 06.12.2004 года N 2793, решение Вольского муниципального Собрания от 25.02.2000 года N 34/226, постановление администрации муниципального образования г. Вольск от 14.03.2006 года N 6, включающие п. Шиханы-2 в состав городской черты, противоречат Уставу Вольского муниципального образования Саратовской области, Уставу Вольского муниципального района Саратовской области, реестру административно-территориального деления Саратовской области, закону Саратовской области от 27.12.2004 года N 86- ЗСО "О муниципальных образованиях, входящих в состав Вольского муниципального района", и не принял их во внимание.
Постановление администрации Вольского муниципального района Саратовской области N 3012 от 10.09.2009 года об утверждении адресного реестра Вольского муниципального района полностью соответствует нормативным актам Саратовской области, Уставу Вольского муниципального района Саратовской области и правильно определяет поселок Шиханы-2 как самостоятельный населенный пункт в составе муниципального образования г. Вольск.
Суд пришел к выводу, что истцы работали в военном госпитале, расположенном в поселке городского типа Шиханы-2 Саратовской области, который также может встречаться под условным наименованием, как закрытый военный городок "г.Вольск-18". Периоды работы истцов до 28.10.1996 года, а также с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года могут быть исчислены в льготном порядке, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца, а следующие за ним периоды следует учитывать как стаж работы в поселке городского типа.
Судебная коллегия считает частично ошибочными выводы суда, поскольку они не соответствуют установленным обстоятельства дела и нормам материального права, исходя из следующего.
Согласно пп. "а" п. 5 Правил N 781 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы как год и три месяца.
Учитывая вышеуказанные положения, истцам для кратного исчисления спорных периодов следовало доказать, что они постоянно в данные периоды времени осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке)
Как видно из материалов дела, доказательств такой работы после 27.10.1996 г. они не представили.
В силу п.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 г. N 752-р г. Вольск-18 Саратовской области отнесен к закрытому военному городку.
Таким образом, закрытый военный городок г. Вольск-18 не является п. Шиханы-2, как об этом указал суд первой инстанции.
В пп. "а" п. 5 Правил N 781 не указывается, что работа в закрытом военном городке засчитывается в стаж как год работы за год и три месяца.
Более того, вывод суда о том, что п. Шиханы - 2 полностью соответствует понятиям "рабочий поселок" или "поселок городского типа", которые указаны в ст.2 Закона Саратовской области от 03.04.2000 г. N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области", является необоснованным. В ст.2 Закона Саратовской области от 03.04.2000 г. N 21-ЗСО "Об административно-территориальном устройстве Саратовской области" указано, что поселок городского типа - рабочий поселок, курортный поселок, дачный поселок; рабочий поселок - населенный пункт, на территории которого имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты, с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых работники сельского хозяйства и члены их семей составляют 15 и менее процентов, а также населенный пункт, на территории которого расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения. В отдельных случаях к категории рабочих поселков могут быть отнесены населенные пункты с численностью населения и менее 3 тысяч человек, имеющие перспективу дальнейшего экономического и социального развития и роста численности населения.
Каких-либо доказательств того, что п. Шиханы-2 имеет перечисленные особенности, указанные в вышеуказанном понятии "рабочий поселок", в материалах дела не имеется. Также отсутствуют доказательства того, что п. Шиханы-2 является отдельным населенным пунктом, с нормативно установленными статусом и границей.
В "ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований" (Том 5. Приволжский федеральный округ) указано, что в состав городского поселения город Вольск Вольского муниципального района входит п. Шиханы-2.
Из решения Вольского муниципального Собрания от 25.02.2000 г. 34/26 следует, что территория г. Вольск разделена на 6 микрорайонов, в 6-й микрорайон входит поселок Шиханы-2, поселок Шиханы-4.
В ч.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В п.1 Приложения 1 к Закону Саратовской области "О муниципальных образованиях, входящих в состав Вольского муниципального района" от 27.12.2004 г. N 86-ЗСО указано, что поселок Шиханы-2 входит в состав муниципального образования город Вольск.
В подразделе 1 "Вольск и входящие в городскую черту территориальные округи административно подчиненные поселки" приложения N1 к постановлению администрации Вольского муниципального образования Саратовской области от 06.12.2004 г. N2793 "Реестр пунктов, улиц (площадей, переулков, тупиков и т.п.) Вольского муниципального образования" указан п. Шиханы -2, с примечанием о том, что статус поселка не определен.
В ст.1 Устава муниципального образования город Вольск Вольского муниципального района Саратовской области, принятом решением Совета муниципального образования город Вольск от 19 декабря 2005 г. N 1/7-25, установлено, что муниципальное образование Вольск имеет статус городского поселения (п.2). В его состав входят населенные пункты: город Вольск, железнодорожная станция Клены, рабочий поселок Клены, поселок Шиханы-2, поселок Шиханы-4 (п.4). Границы муниципального образования город Вольск установлены Законом Саратовской области от 27 декабря 2004 года N 86-ЗСО "О муниципальных образованиях, входящих в состав Вольского муниципального района" (п.6).
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания считать, что истцы с 21.05.1997 г. осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, расположенном в поселке городского типа, а потому суд не вправе был исчислять вышеуказанные периоды работы истцов, как один год работы за один год и три месяца, а также учитывать их работу как стаж работы в поселке городского типа.
Из положений п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа. Поскольку доказательств осуществления такой деятельности только в сельской местности и поселках городского типа истцы не представили, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания за ними права на досрочную страховую пенсию по старости, как лиц, осуществлявших лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в поселке городского типа. Такое право истцы будут иметь при наличии осуществления вышеуказанной деятельности в течение 30 лет.
Более того, Калмыкова Е.Д. работала с 02.12.1988 года по 01.06.1989 года "данные изъяты" г. Энгельса, Поварова И.Н. работала с 26.04.1989 года по 31.09.1989 года "данные изъяты" г. Вольска, Трусова О.П. с 01.08.1989 года по 04.10.1989 года являлась "данные изъяты" г. Пензы.
При таких обстоятельствах в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части признания за истцами права на досрочную страховую пенсию по старости, как лиц, осуществлявших лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в поселке городского типа. Также следует отменить решение в части удовлетворения следующих требований:
По требованиям Михайловой Е.Ю.:
о включении в специальный стаж работы Михайловой Е.Ю. периодов работы с 21.05.1997 года по 31.08.1998 года, с 15.09.1998 года по 31 августа 1999 года, с 15.09.1999 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и 3 месяца;
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Михайловой Е.Ю. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.08.1998 года, а также с 15.09.1998 года по 31.08.1999 года, с 15.09.1999 года по 03.09.2000 года, с 20.09.2000 года по 23.01.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа.
о признании незаконным решения ОПФ от 18.08.2015 года N 56;
о назначении Михайловой Е.Ю. досрочной страховой пенсии по старости, начиная с 25.02.2015 года, поскольку отсутствовал необходимый специальный стаж 30 лет.
По требованиям Башаровой С.А.:
о включении в специальный стаж работы Башаровой С.А. периода с 28.11.1997 года по 31.10.1999 года, исчислив его в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца;
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Башаровой С.А. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 28.11.1997 года по 22.07.2001 года, с 02.08.2001 года по 11.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа (ОПФ включены в календарном исчислении);
о признании незаконным решения ОПФ от 18.08.2015 года N58;
о назначении Башаровой С.А досрочной страховой пенсии по старости, начиная с 11.12.2014 года.
По требованиям Трусовой О.П.:
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Трусовой О.П. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.01.1998 года (ОПФ включен в календарном исчислении), в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца, как стаж в поселке городского типа;
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Трусовой О.П. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.01.1998 года, с 02.03.1999 года до 01.03.2004 г., с 02.04.2004 года до 01.01.2015 года (ОПФ включены в календарном исчислении), как стаж работы в поселке городского типа;
о признании незаконным решения ОПФ от 25.05.2015 года N39;
о назначении Трусовой О.П. досрочной страховой пенсии по старости, начиная с 07.04.2015 года.
По требованиям Новиковой А.Б.:
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Новиковой А.Б. специальный стаж работы с 27.11.1999 года по 27.09.2004 года, с 03.09.2004 года до 23.03.2009 года, с 21.04.2009 года до 25.09.2012 года, с 27.10.2012 года по 31.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа (ОПФ включены в календарном исчислении);
о признании незаконным решения ОПФ от 18.08 2015 года N 55;
о назначении Новиковой А.Б. досрочной страховой пенсии по старости, начиная с 05.02.2015 года.
По требованиям Калмыковой Е.Д.:
Следует отменить решение суда в части включения в специальный стаж работы Калмыковой Е.Д. периода с 13.01.1993 года по 03.08.1993 года (отпуск по уходу за ребенком), в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев, как стаж в поселке городского типа в хирургическом отделении, периода с 04.08.1993 года по 13.07.1994 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, как стаж в поселке городского типа, поскольку из архивной справки филиала центрального архива министерства обороны РФ (л.д.55, т.2) следует, что с 13.01.1993 года по 13.07.1994 г. истица находилась в отпуске по уходу за ребенком без сохранения заработной платы на основании приказа N13 от 13.01.1993 г.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшей до введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР", было предусмотрено включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и Секретариата ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.1989 г. продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
С принятием Закона РФ N 3543-1 от 25.09.1992 г. "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР", вступившего в силу 06.10.1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167).
Согласно разъяснениям, данным в п.27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"), с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
В соответствии с п. 14 указанного постановления Пленума при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
В силу п.21 постановления Министерства труда России от 22.05.1996 г. N 5 об утверждении разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации".
Калмыкова Е.Д. находилась в отпуске по уходу за ребенком с 13.01.1993 года по 13.07.1994 г., то есть уже после вступления в законную силу Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", а потому указанный период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не мог быть включен в специальный стаж.
Следует отменить решение суда в части возложения обязанности на ОПФ учитывать Калмыковой Е.Д. специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, с 01.11.1999 года по 08.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа (ОПФ включены в календарном исчислении);
признания незаконным решения ОПФ от 18.08.2015 года N 57;
назначения Калмыковой Е.Д. досрочной страховой пенсии по старости, начиная с 08.04.2015 года.
По требованиям Федоровой Т.А.:
о включении в специальный стаж Федоровой Т.А. периода работы с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года в качестве медицинской сестры хирургического отделения в льготном порядке, как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, как стаж работы в сельской местности или поселке городского типа (ОПФ включен, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев);
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Федоровой Т.А. специальный стаж работы с 21.05.1997 года по 31.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа;
о признании незаконным решения ОПФ от 18.08.2015 года N 54;
о назначении досрочной страховой пенсии по старости Федоровой Т.А., начиная с 30.03.2015 года.
По требованиям Поваровой И.Н.:
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Поваровой И.Н. специальный стаж работы с 21.05.1997 года по 21.09.1997 года (период отпуска по беременности и родам), с 01.02.1999 года до 24.03.2003 года, с 25.04.2003 года до 14.01.2008 года, с 12.02.2008 года до 06.10.2008 года, с 22.10.2008 года до 08.06.2009 года, с 04.07.2009 года до 11.01.2010 года, с 07.02.2010 года до 31.05.2010 года, с 04.07.2010 года до 11.01.2011 года, с 06.02.2011 года до 30.05.2011 года, с 03.07.2011 года до 10.01.2012 года, с 05.02.2012 года до 04.06.2012 года, с 07.07.2012 года по 18.11.2012 года, с 24.11.2012 года до 09.01.2013 года, с 03.02.2013 года до 20.05.2013 года, с 22.06.2013 года по 01.12.2013 года, с 10.12.2013 года по 23.02.2014 года, с 01.03.2014 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 24.02.2015 года, с 26.02.2015 года по 07.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа (ОПФ включены в календарном исчислении).
о признании незаконным решения ОПФ от 22.05.2015 года N 38;
о назначении досрочной страховой пенсии по старости Поваровой И.Н., начиная с 07.04.2015 года.
По требованиям Конновой М.Ф.:
о возложении обязанности на ОПФ исчислить Конновой М.Ф. периоды с 21.05.1997 года по 03.09.1998 года, с 18.09.1998 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как один год работы за 1 год и 3 месяца, как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в поселке городского типа.
о возложении обязанности на ОПФ учитывать Конновой М.Ф. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 03.09.1998 года, с 18.09.1998 года по 24.02.2015 года, с 26.02.2015 года по 14.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа;
о признании незаконным решения ОПФ от 18.08.2015 года N 53;
о назначении досрочной страховой пенсии по старости Конновой М.Ф., начиная с 14.04.2015 года.
Судебная коллегия считает необходимым постановить новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия считает обоснованным решение районного суда в части возложения обязанности на ОПФ учитывать специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, до 28.10.1996 г., как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца, как стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в поселке городского типа, поскольку из справки работодателя истцов следует, что военный госпиталь, в котором они работали, на основании директивы Генерального штаба Вооруженных сил СССР от 04.12.1986 г. располагался в пгт. Шиханы Саратовской области, с 14.12.1986 г по 16.10.1997 г. данных о юридическом адресе военного госпиталя - не имеется, с 17.10.1997 г. юридическим адресом данного госпиталя является - г.Вольск-18, Саратовской области. Из постановлений администрации Вольского муниципального района Саратовской области N161 от 30.01.2009 г. N1222 от 29.04.2009 г., следует, что военный госпиталь расположен по адресу: г.Вольск-18 Саратовской области. В выписках из государственного реестра юридических лиц и предпринимателей Саратовской области, уведомлениях о постановке на налоговый учет, свидетельствах о государственной регистрации права также указано, что данный госпиталь расположен по адресу: г.Вольск-18 Саратовской области.
Согласно справке администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области рабочий поселок Шиханы был образован в 1938 г, на его территории располагался военный госпиталь, постановлением Саратовской областной Думы от 28.10.1996 г. N 34-550 населенный пункт Шиханы отнесен к категории города областного значения Саратовской области (за исключением Шиханы-2 и Шиханы-4).
Судом установлено, что 28.10.1996 г. Саратовской областной Думой было принято постановление N 34-550 "Об отнесении населенного пункта Шиханы к категории городов областного значения Саратовской области".
Постановлением Саратовской областной Думы от 21.05.1997 г. N 41-770 "О внесении изменений в постановление Саратовской областной Думы от 28.10.1996 года N 34-550" были внесены изменения, согласно которым к категории города областного значения Саратовской области был отнесен населенный пункт Шиханы (за исключением Шиханы-2 и Шиханы-4).
Саратовская областная Дума постановлением от 24.11.1999 года N 33-1297 рекомендовала органам местного самоуправления Вольского муниципального образования провести в соответствии с действующим законодательством организационно-правовые мероприятия по установлению статуса населенных пунктов Шиханы-2, Шиханы-4.
Таким образом, установлено, что в период до 27.10.1996 г. военный госпиталь, в котором работали истцы, располагался в пгт. Шиханы Саратовской области.
Учитывая положения п. 19 постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому периоды работы засчитываются в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) до 1 ноября 1999 года независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, районным судом обоснованно включены:
в специальный стаж Михайловой Е.Ю. период с 11.04.1994 года по 28.08.1994 года в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), как стаж работы в поселке городского типа (ОПФ учтен в календарном исчислении);
в специальный стаж Башаровой С.А. периоды с 02.07.1989 года по 18.08.1989 года, с 26.09.1994 года по 13.02.1995 года (отпуск по беременности и родам) в льготном исчислении (1 год за 1 год и 3 месяца), как стаж работы в поселке городского типа (ОПФ период с 02.07.1989 года по 18.08.1989 года вообще не включен, с 26.09.1994 года по 13.02.1995 года включен в календарном исчислении);
в специальный стаж Калмыковой Е.Д. периоды с 15.02.1990 года по 12.04.1990 года, с 15.04.1990 года по 11.06.1990 года, с 12.06.1990 года по 28.04.1991 года, с 29.04.1991 года по 02.09.1991 года, с 03.09.1991 года по 12.01.1993 года (ОПФ включены в календарном исчислении);
в специальный стаж Федоровой Т.А. периоды с 07.08.1989 года по 23.11.1989 года, с 24.11.1989 года по 01.06.1991 года, с 17.09.1992 года по 30.10.1992 года (ОПФ включены в календарном исчислении периоды с 07.08.1989 года по 23.11.1989 года, с 24.11.1989 года по 01.06.1991 года, а период нахождения на курсах повышения квалификации с 17.09.1992 года по 30.10.1992 года вообще не включен в специальный стаж);
в специальный стаж Поваровой И.Н. период нахождения на курсах повышения квалификации с 17.09.1992 года по 30.10.1992 года (ОПФ не включен в специальный стаж);
в специальный стаж Конновой М.Ф. период нахождения в отпуске по беременности и родам с 06.04.1992 года по 10.08.1992 года и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11.08.1992 года по 01.06.1994 года (ОПФ включены в календарном исчислении).
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит изменению в части исчисления специального стажа истцов 1 год за 1 год и три месяца, как стаж в поселке городского типа, на календарное исчисление, по нижеследующим истцам.
По Трусовой О.П.:
ответчик не включил ей в специальный стаж учебный отпуск с 01.03.2004 года по 01.04.2004 года, период работы с 01.01.2015 г. по 07.04.2015 г. в должности заведующего поликлиническим отделением - врача-терапевта.
В п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 (применяются в силу постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665), среди периодов, которые не включаются в специальный стаж работ, периоды нахождения в учебных (ученических) отпусках, на курсах повышения квалификации не поименованы.
Кроме того, в соответствии со Списком N 781 право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью имеют врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. Таким образом, право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется врачам-руководителям учреждений (их структурных подразделений) только при условии осуществления ими врачебной деятельности, соответствующей их специальности, в рамках выполнения должностных обязанностей в пределах рабочего времени. При этом, работа по совместительству, как внутреннему, так и внешнему, не является осуществлением врачебной деятельности и не дает право на досрочное пенсионное обеспечение.
Поскольку из копии трудовой книжки истицы (в пенсионном деле) следует, что она с 01.01.2015 г. по 07.04.2015 г. работает в должности заведующего поликлиническим отделением - врача-терапевта указанного военного госпиталя, то указанный период подлежал включению в специальный стаж.
Суд первой инстанции обоснованно засчитал указанные периоды в специальный стаж, но применил неверное их исчисление, а потому следует изменить решение суда и исчислять указанное время работы в календарном порядке.
По Новиковой А.Б.:
Ответчик не включил ей в специальный стаж учебные отпуска с 23.03.2009 года по 20.04.2009 года, с 25.09. 2012 года по 26.10.2012 года.
В п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 (применяются в силу постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665), среди периодов, которые не включаются в специальный стаж работ, периоды нахождения в учебных(ученических) отпусках, курсах не поименованы.
Таким образом, суд правомерно засчитал указанные периоды в специальный стаж истице, но применил неверное их исчисление, а потому следует изменить решение суда и исчислять указанное время работы в календарном порядке.
По Поваровой И.Н.:
Ответчик не включил ей в специальный стаж учебные отпуска с 24.03.2003 года по 24.04.2003 года (в решении описка - 24.02.2003 г)., с 14.01.2008 года по 11.02.2008 года, с 06.10.2008 года по 21.10.2008 года, с 08.06.2009 года по 03.07.2009 года, с 11.01.2010 года по 06.02.2010 года, с 31.05.2010 года по 03.07.2010 года, с 11.01.2011 года по 05.02.2011 года, с 30.05.2011 года по 02.07.2011 года, с 10.01.2012 года по 04.02.2012 года, с 04.06.2012 года по 06.07.2012 года, с 09.01.2013 года по 02.02.2013 года, с 20.05.2013 года по 21.06.2013 года.
В п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 (применяются в силу постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665), среди периодов, которые не включаются в специальный стаж работ, периоды нахождения в учебных (ученических) отпусках, курсах не поименованы.
Таким образом, суд правомерно засчитал указанные периоды в специальный стаж истице, но применил неверное их исчисление, а потому следует изменить решение суда и исчислять указанные периоды в календарном порядке.
В остальной части приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела соответствуют требованиям материального закона и в жалобах не опровергнуты.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 августа 2015 года отменить в части:
признания права Конновой М.Ф., Поваровой И.Н., Федоровой Т.А., Михайловой Е.Ю., Башаровой С.А., Трусовой О.П., Калмыковой Е.Д., Новиковой А.Б. на досрочную страховую пенсию по старости, как лиц, осуществлявших лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности или в поселке городского типа;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области включить Михайловой Е.Ю. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы с 21.05.1997 года по 31.08.1998 года, с 15.09.1998 года по 31 августа 1999 года, с 15.09.1999 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и 3 месяца;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Михайловой Е.Ю. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.08.1998 года, а также с 15.09.1998 года по 31 августа 1999 года, с 15.09.1999 года по 03.09.2000 года, с 20.09.2000 года по 23.01.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 18.08.2015 года N 56;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Михайловой Е.Ю. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 25.02.2015 года;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области включить Башаровой С.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период с 28.11.1997 года по 31.10.1999 года, в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Башаровой С.А. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения периоды с 28.11.1997 года по 22.07.2001 года, с 02.08.2001 года по 11.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 18.08.2015 года N58;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить досрочную страховую пенсию по старости Башаровой С.А., начиная с 11.12.2014 года;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Трусовой О.П. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.01.1998 года, в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и три месяца, как стаж в поселке городского типа;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Трусовой О.П. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.01.1998 года, с 02.03.1999 года до 01.03.2004 г., с 02.04.2004 г. до 01.01.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 25.05.2015 года N39;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Трусовой О.П. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 07.04.2015 года.
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно- территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Новиковой А.Б. специальный стаж работы с 27.11.1999 года по 27.09.2004 года, с 03.09.2004 года до 23.03.2009 года, с 21.04.2009 года до 25.09.2012 года, с 27.10.2012 года по 31.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 18.08.2015 года N 55;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Новиковой А.Б. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 05.02.2015 года;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения Калмыковой Е.Д. период с 13.01.1993 года по 03.08.1993 года (отпуск по уходу за ребенком), в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 9 месяцев, как стаж в поселке городского типа в хирургическом отделении, период с 04.08.1993 года по 13.07.1994 года включить в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, как стаж в поселке городского типа;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Калмыковой Е.Д. специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как 1 год за 1 год и 3 месяца, с 01.11.1999 года по 08.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 18.08.2015 года N 57;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Калмыковой Е.Д. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 08.04.2015 года;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области включить Федоровой Т.А. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, период работы с 21.05.1997 года по 31.10.1999 года в качестве медицинской сестры хирургического отделения, в льготном порядке, как 1 год работы за 1 год и 9 месяцев, весь указанный стаж посчитать как стаж работы в сельской местности или поселке городского типа;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Федоровой Т.А. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 31.12.2014 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 18.08.2015 года N 54;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Федоровой Т.А. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 30.03.2015 года;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области включить и учитывать Поваровой И.Н. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 21.09.1997 года (период отпуска по беременности и родам), с 01.02.1999 года до 24.03.2003 года, с 25.04.2003 года до 14.01.2008 года, с 12.02.2008 года до 06.10.2008 года, с 22.10.2008 года до 08.06.2009 года, с 04.07.2009 года до11.01.2010 года, с 07.02.2010 года до 31.05.2010 года, с 04.07.2010 года до 11.01.2011 года, с 06.02.2011 года до 30.05.2011 года, с 03.07.2011 года до 10.01.2012 года, с 05.02.2012 года до 04.06.2012 года, с 07.07.2012 года по 18.11.2012 года, с 24.11.2012 года до 09.01.2013 года, с 03.02.2013 года до 20.05.2013 года, с 22.06.2013 года по 01.12.2013 года, с 10.12.2013 года по 23.02.2014 года, с 01.03.2014 года по 31.12.2014 года, с 01.01.2015 года по 24.02.2015 года, с 26.02.2015 года по 07.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 22 мая 2015 года N 38;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Поваровой И.Н. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 07.04.2015 года;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области исчислить Конновой М.Ф. периоды с 21.05.1997 года по 03.09.1998 года, с 18.09.1998 года по 31.10.1999 года в льготном исчислении, как один год работы за 1 год и 3 месяца, как стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в поселке городского типа;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области учитывать Конновой М.Ф. специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, с 21.05.1997 года по 03.09.1998 года, с 18.09.1998 года по 24.02.2015 года, с 26.02.2015 года по 14.04.2015 года, как стаж работы в поселке городского типа;
признания незаконным решения Государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области от 18.08.2015 года N 53;
возложения обязанности на Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области назначить Конновой М.Ф. досрочную страховую пенсию по старости, начиная с 14.04.2015 года.
Принять в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении вышеуказанных требований Конновой М.Ф., Поваровой И.Н., Федоровой Т.А., Михайловой Е.Ю., Башаровой С.А., Трусовой О.П., Калмыковой Е.Д., Новиковой А.Б.
Изменить решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 августа 2015 года в части возложения обязанности на Государственное учреждение- Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в закрытом административно-территориальном образовании г. Шиханы Саратовской области включить в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в льготном исчислении, как 1 год календарного стажа за 1 год и 3 месяца, как стаж работы в поселке городского типа, на календарное исчисление: Трусовой О.П. периода учебного отпуска с 01.03.2004 года по 01.04.2004 года, периода работы с 01.01.2015 года по 07.04.2015 года в должности заведующего поликлиническим отделением - врача-терапевта; Новиковой А.Б. учебных отпусков с 23.03.2009 года по 20.04.2009 года, с 25.09.2012 года по 26.10.2012 года; Поваровой И.Н. учебных отпусков с 24.03.2003 года по 24.04.2003 года, с 14.01.2008 года по 11.02.2008 года, с 06.10.2008 года по 21.10.2008 года, с 08.06.2009 года по 03.07.2009 года, с 11.01.2010 года по 06.02.2010 года, с 31.05.2010 года по 03.07.2010 года, с 11.01.2011 года по 05.02.2011 года, с 30.05.2011 года по 02.07.2011 года, с 10.01.2012 года по 04.02.2012 года, с 04.06.2012 года по 06.07.2012 года, с 09.01.2013 года по 02.02.2013 года, с 20.05.2013 года по 21.06.2013 года.
В остальной части решение Вольского районного суда Саратовской области от 28 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.