Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе председательствующего Ефимовой И.В.
судей Аршиновой Е.В., Бурловой Е.В.,
при секретаре Гайфуллиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора г. Балаково в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 56" г. Балаково Саратовской области о понуждении к совершению определенных действий по апелляционной жалобе администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 сентября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения прокурора Медведевой З.А., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора г. Балаково, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад N 56" г. Балаково Саратовской области (далее по тексту МАДОУ "Детский сад N56"), в котором просил суд возложить на ответчика обязанность выполнить мероприятия по установке системы видеонаблюдения.
В обоснование требований прокурор указал, что прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства о создании безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации и обеспечения мер безопасности зданий и сооружений образовательных учреждений. В ходе проверки в МАДОУ "Детский сад N56" выявлено отсутствие системы видеонаблюдения. По мнению прокурора, осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие системы видеонаблюдения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, не позволяет обеспечить надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Решением суда от 28 сентября 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Третье лицо - администрация Балаковского муниципального района Саратовской области не согласилась с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает, что удовлетворение исковых требований противоречит положениям Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым на образовательную организацию не возложена прямая обязанность по установке камер видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности обучающихся. Кроме того, в данном законе не установлено сроков, в течение которых образовательное учреждение обязано установить системы видеонаблюдения в занимаемом им здании.
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установка системы телевизионного наблюдения должна осуществляться в предусмотренных законом случаях. Оснащение места массового пребывания людей конкретными моделями средств охраны определяется в техническом задании на проектирование и на этапе выполнения строительно-монтажных работ, реконструкции и капитального ремонта объекта.
Здание, занимаемое образовательным учреждением, построено и введено в эксплуатацию до введения в действие СП 118.13330.2012, в связи с чем предусмотренные им требования могут быть применены только при проведении работ по реконструкции либо по капитальному ремонту здания. Судом не учтено, что в настоящее время разработана муниципальная целевая программа "Развитие системы образования на территории Балаковского муниципального района на 2015-2017 годы", утвержденная постановлением администрации Балаковского муниципального района от 07 ноября 2014 года N 5469, в рамках которой предусмотрен комплекс мероприятий по установке систем видеонаблюдения во всех образовательных учреждениях Балаковского муниципального района, а также объемы финансирования соответствующих мероприятий за счет бюджетных средств района.
Прокуратурой г. Балаково Саратовской области по доводам жалобы поданы возражения, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор Медведева З.А. просила решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 4 ст. 3 приведенного закона противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 закона).
В соответствии с уставом МАДОУ "Детский сад N56" учреждение является дошкольной образовательной организацией, предметом деятельности которой является создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей, развитие личности воспитанников, создание условий для самоопределения и социализации ребенка.
Деятельность образовательных учреждений в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Пункт 2 части 6 статьи 28 указанного закона предусматривает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 28 приведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п. 6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009", утвержденных Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Как установлено судом первой инстанции, прокурором в ходе проведения проверки исполнения законодательства об образовании в МАДОУ "Детский сад N56" выявлено отсутствие системы видеонаблюдения.
Данные обстоятельства подтверждаются также сведениями, представленными по запросу прокуратуры комитетом образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (ответ N 1885 от 31 июля 2015 года).
Планом мероприятий по антитеррористической защищенности в МАДОУ "Детский сад N56" на 2015-2016 годы, утвержденным заведующим детским садом 27 августа 2015 года, не предусмотрена установка систем видеонаблюдения.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а также п. 6.48 Свода правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения", пришел к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции обоснованно исходил из наличия у ответчика обязанности принимать меры по обеспечению безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения от любых противоправных посягательств, в том числе, террористических актов.
Поскольку осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Выполнение данной обязанности направлено на обеспечение безопасности воспитанников и работников учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что детский сад является объектом с массовым пребыванием людей и несовершеннолетних граждан, относится к числу важных объектов жизнеобеспечения населения, в связи с чем отсутствие системы видеонаблюдения может привести к необратимым последствиям при возникновении чрезвычайной ситуации, связанной с осуществлением противоправных действий (террористический акт, диверсия и т.п.).
Довод апелляционной жалобы о том, что к зданиям учреждений, введенных в эксплуатацию до введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", не могут быть применены требования Свода правил 118.13330.2012, судебная коллегия полагает несостоятельным.
Согласно ч. 1 ст. 42 приведенного закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:
1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в ч. 2 и ч. 3 приведенной статьи закреплено, что в целях настоящего Федерального закона строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил.
Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521 Свод правил 118.13330.2012 "СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" включен в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Доводы жалобы о том, что в муниципальной программе "Развитие системы образования на территории Балаковского муниципального района на 2015-2017 годы" предусмотрено выделение денежных средств из бюджета района на установку систем видеонаблюдения, не могут служить основанием для отмены судебного решения, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение образовательными учреждениями обязанности по обеспечению безопасности воспитанников с финансовыми возможностями учреждения на текущий год.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 28 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.