Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Ефимовой И.В.,
судей Аршиновой Е.В., Бурловой Е.В.,
при секретаре Гайфуллиной Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению Мелехина А.Ю. к Турбину А.А. о включении земельного участка в состав в наследственного имущества, прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок по апелляционной жалобе Турбина А.А. на решение Саратовского районного суда Саратовской области от 20 октября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя Турбина А.А. - Колесникова Е.В., представителя ТСН "Спутник" Балашова А.А., представителя Мелехина А.Ю.- Урусовой Е.Г., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Мелехин А.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Турбину А.А. о включении земельного участка в состав в наследственного имущества, прекращении права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований истец указал, что является наследником первой очереди на имущество умершей 21 ноября 2013 года матери - Т.Н.А., которая на момент смерти состояла в браке с ответчиком. В период брака супругами в собственность был приобретен земельный участок площадью 499 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", на землях "адрес" Полагая, что земельный участок относится к совместно нажитому имуществу супругов, истец просил включить в состав наследственной массы после умершей Т.Н.А. ? долю в праве собственности на данный земельный участок, прекратить у ответчика право собственности на ? долю в праве на земельный участок, признать за им право собственности на ? долю в праве на земельный участок.
Решением суда от 20 октября 2015 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Турбин А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Автор жалобы полагает, что судом при принятии решения нарушены нормы материального права - ст. 36 СК РФ, которая предусматривает возникновение личной собственности на имущество, приобретенное в период брака по безвозмездной сделке. По мнению автора жалобы, поскольку земельный участок предоставлен ответчику как члену СНТ " "данные изъяты" в пользование до заключения брака, затем передан ему в собственность на основании постановления органа местного самоуправления (т.е. безвозмездно), земельный участок является личной собственностью Турбина А.А. и не может быть включен в состав наследственной массы после умершей Т.Н.А.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика Колесников Е.В. доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Председатель ТСН " "данные изъяты" Балашов А.А. полагал жалобу подлежащей удовлетворению.
Представитель истца Урусова Е.Г. возражала относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили. Представитель ответчика пояснил, что ответчик находится на стационарном лечении в медицинском учреждении, однако полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст. 1142 ГК РФ).
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Статья 1150 ГК РФ предусматривает, что принадлежащее пережившему супругу наследодателя в силу завещания или закона право наследования не умаляет его права на часть имущества, нажитого во время брака с наследодателем и являющегося их совместной собственностью. Доля умершего супруга в этом имуществе, определяемая в соответствии со статьей 256 настоящего Кодекса, входит в состав наследства и переходит к наследникам в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом.
В п. 1 ст. 33 СК РФ закреплено, что законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Законный режим имущества супругов действует, если брачным договором не установлено иное.
Статья 34 СК РФ (пункты 1-2) устанавливает, что имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.
К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Согласно п. 1 ст. 36 СК РФ имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.
На основании п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе судебного разбирательства установлено, что стороны являются наследниками первой очереди на имущество умершей "дата" Т.Н.А., при этом Турбин А.А. является пережившим супругом наследодателя, Мелехин А.Ю. - сыном наследодателя (наличие родственных связей подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о заключении брака, справками о заключении брака, имеющимися в материалах дела). Брак между Турбиным А.А. и Т.(М.). Н.А. был заключен "дата", на день смерти брак не был прекращен.
Стороны в установленный законом шестимесячный срок подали нотариусу заявления о принятии наследства в виде ? доли в праве общей долевой собственности на "адрес", расположенную по адресу: "адрес" "адрес"
Согласно материалам наследственного дела N, открытого на имущество умершей Т.Н.А., истцу и ответчику в июне и июле 2014 года были выданы свидетельства о праве на наследство по закону на долю в праве собственности на квартиру, а также на долю в праве на денежные средства, находящиеся на вкладах в банке.
Как следует из материалов дела, Турбин А.А. является собственником земельного участка площадью 499 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", на землях "данные изъяты" (при СЭПО), уч. 2(1), право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним "дата".
Указанный земельный участок предоставлен ответчику в собственность как члену СТ " "данные изъяты" на основании постановления администрации "адрес" от "дата" N "О передаче земельных участков в частную, коллективно-совместную собственность и постоянное пользование садоводческому товариществу "данные изъяты"
На основании данного постановления "дата" на имя Турбина А.А. было выдано свидетельство на право собственности на землю, в котором площадь земельного участка указана 0,04 га.
Ответчик является членом СТ " "данные изъяты" с "дата" (протокол общего собрания членов товарищества от "дата"), единая книжка садовода выдана на имя ответчика "дата" (л.д. 173-180).
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что земельный участок является совместно нажитым имуществом супругов, поскольку был предоставлен в собственность одному из супругов на основании постановления органа местного самоуправления.
Судебная коллегия полагает выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Согласно пп. 1, 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров или иных сделок, предусмотренных законом, из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Буквальное толкование приведенной нормы позволяет сделать вывод, что законодатель разграничивает в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей договоры (сделки) и акты государственных органов, органов местного самоуправления и не относит последние к сделкам, в том числе безвозмездным. Следовательно, бесплатная передача земельного участка одному из супругов во время брака на основании акта органа местного самоуправления не может являться безусловным основанием его отнесения к личной собственности супруга.
Поскольку право собственности у Турбина А.А. на спорный земельный участок возникло в силу акта органа местного самоуправления, на данный участок не распространяются положения п. 1 ст. 36 СК РФ, участок относится к объектам совместной собственности супругов, а доля умершего супруга подлежит включению в состав наследственной массы.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", в состав наследства, открывшегося со смертью наследодателя, состоявшего в браке, включается его имущество, а также его доля в имуществе супругов, нажитом ими во время брака, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства, если брачным договором не установлено иное.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
При рассмотрении дела судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют нормам закона, подтверждены исследованными доказательствами, получившими в решении надлежащую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Саратовского районного суда Саратовской области от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.