Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Поляниной О.А., Рябихина О.Е.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Рыськова А.В. о признании незаконными действий администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области, по апелляционной жалобе администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 04 сентября 2015 года, которым заявленные требования удовлетворены,
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., объяснения представителя администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области Колибердина Р.О., поддержавшего апелляционную жалобу, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Рыськов А.В. обратился в суд с заявлением к администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области (далее - администрация) об оспаривании действий по непринятию к рассмотрению его заявления о намерении участвовать в аукционе в отношении земельного участка площадью 1000 кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного примерно в 10 м от жилого дома по адресу: "адрес", и обязать администрацию рассмотреть заявление. В обоснование требований указал, что письмом от 11 июня 2015 года администрация отказала в рассмотрении обращения Рыськова А.В. о намерении участвовать в аукционе в отношении названного выше земельного участка. Заявитель, ссылаясь на нарушение действиями администрации требований статьи 9 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", полагал такие действия органа местного самоуправления незаконными, нарушающими его право на принятие обращения к рассмотрению.
Рассмотрев возникший спор, суд постановилрешение, которым признал незаконными действия администрации по непринятию к рассмотрению заявления Рыськова А.В. о намерении участвовать в аукционе в отношении испрашиваемого земельного участка и возложил на администрацию обязанность рассмотреть данное заявление.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. Указывает, что требования заявителя связаны с признанием незаконными действий администрации по непринятию к рассмотрению заявления. Вместе с тем судом неправильно применены нормы материального права, поскольку заявление Рыськова А.В. администрацией было рассмотрено с соблюдением требований законодательства о порядке рассмотрения обращения граждан. Кроме того, Рыськов А.В. неоднократно обращался в администрацию с заявлениями о предоставлении различных земельных участков в аренду, а затем безосновательно отзывал поданные заявления, что свидетельствует о злоупотреблении заявителем своими гражданскими правами.
Федеральным законом от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - Закон N 22-ФЗ) с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), регулирующий порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1 КАС РФ).
Частью 2 статьи 3 Закона N 22-ФЗ установлено, что не рассмотренные
до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
Таким образом, при рассмотрении настоящей апелляционной жалобы подлежит применению КАС РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия находит его подлежащем отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 39.18 ЗК РФ, исходил из того, что ответом администрации незаконно отказано в принятии к рассмотрению заявления Рыськова А.В., поскольку изложенные в нем основания для отказа заявителю в рассмотрении его заявления не предусмотрены действующим законодательством, в связи с чем посчитал возможным признать оспариваемые действия органа местного самоуправления незаконными и возложить на администрацию обязанность устранить допущенные нарушения.
С данными выводами районного суда судебная коллегия согласиться не может.
Статьей 46 Конституции РФ гарантировано, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статей 254, 255 ГПК РФ, действовавших на дату принятия обжалуемого решения, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. При этом данное право граждане реализуют свободно и добровольно, не нарушая прав и свобод других лиц.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (пункт 4 части 1, часть 3 статьи 10 Закона N 59-ФЗ).
Как следует из материалов дела,09 июня 2015 года Рыськов А.В. обратился к главе администрации с заявлением по вопросу инициирования проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного примерно в 10 м от жилого дома по адресу: "адрес",
с видом разрешенного использования "для личного подсобного хозяйства", площадью 1000 кв.м (л.д. 13).
Указанное заявление Рыськова А.В. администрацией принято к рассмотрению и 11 июня 2015 года главой администрации Пономаревой Е.С. заявителю дан мотивированный ответ N (л.д. 14-15).
Учитывая изложенные обстоятельства и приведенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление Рыськова А.В. рассмотрено уполномоченным на то должностным лицом органа местного самоуправления своевременно, в пределах его компетенции, письменный ответ направлен в адрес заявителя почтовой корреспонденцией (л.д. 67-68).
Таким образом, нарушения требований статьи 9 Закона N 59-ФЗ и прав Рыськова А.В. на принятие обращения к рассмотрению администрацией не допущено. Фактически доводы заявителя сводятся к несогласию с содержанием ответа, данным на его обращение, что с учетом заявленных им требований предметом рассмотрения в рамках настоящего дела не являлось.
В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ, действовавшей на дату принятия обжалуемого решения, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований Рыськова А.В., в связи с чем судебная коллегия полагает возможным отменить состоявшееся решение районного суда и принять по делу новое решение об отказе Рыськову А.В. удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от
04 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Рыськова А.В. о признании незаконными действий администрации Зоркинского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.